Звуки С и Сь. Буква С. Лексическая тема «Одежда»
Гильмутдинова Л.Ф
учитель-логопед, Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4 VI вида
Звуки С и Сь. Буква С. Лексическая тема : «Одежда» Оборудование: мяч, индивидуальные зеркала, картинки одежды, конверты с рисунками одежд для каждого ученика. Ход урока 1. Орг. момент. Логопед: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня к нам на урок пришли гости. Они будут смотреть, как вы работаете на уроке. И поэтому давайте будем стараться правильно отвечать на все мои вопросы и активно участвовать на уроке. Логопед: А сейчас подарили друг другу улыбку, начинаем урок. Логопед: Ребята, кто мне скажет, какая у нас сегодня погода на улице? (ответы детей) Дует холодный ветер. Давайте изобразим холодный ветер. Как дует у нас ветер. Молодцы! А вот пришли в школу, а в школе у нас тепло. Давайте теперь попробуем изобразить теплое дыхание. Молодцы, ребята! 2. Артикуляционная гимнастика. А сейчас давайте сделаем гимнастику и немножко поиграем с язычком. (слайд 2-5) 3. Введение в тему Логопед: А теперь смотрим рисунки (слайд 6) Что там изображено? (ответы детей) На какой звук начинаются слова? (С и Сь) А как одним словом можем сказать? (одежда). Хорошо! Логопед: Значит, на уроке мы сегодня будем говорить об одежде и вспомним букву С и звуки [С] и [С’]. Давайте теперь обсудим, какой же у нас эти звуки? 4. Характеристика звука (слайды 7-8) [С] – согласный, твёрдый, глухой. На письме обозначаем синим закрашенным квадратом. [С’] - согласный, мягкий, глухой, на письме обозначаем зелёным квадратом. 5. Игра «Поймай звук» Логопед: А теперь, поиграем в игру «Поймай звук». Вам нужно будет поймать правильный звук. Когда услышите звук [С] должны будете хлопать, когда [С’]– потопать. Приготовились! Будьте внимательны! П, С, С, К, ЛЬ, С, Р, СЬ. ПО, СИ, РА, СО, МЫ, ЛИ, СИ. Логопед: Молодцы! Все правильно смогли поймать звуки! А сейчас давайте посмотрим на экран. 6. Чтение слогов (слайды 9-13) А теперь смотрим на экран и читаем слоги. Читаем хором! СА , СО, СУ, СЫ, СИ 7. Игра «Разведчики» Логопед: Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Разведчики». Мы знаем, что разведчики это люди, которые внимательно слушают и запоминают. У меня несколько донесений. Сейчас каждый из вас будет читать по очереди, а все остальные слушают и запоминают. (слайд 14) 1й ученик - СА-СО-СУ 2й ученик - АС-ОС-УС 3й ученик - СА-СУ-СИ 4й ученик - ИС-АС-УС 5й ученик - ОС – УС – ЫС 6й ученик - СУ – СЁ – СО. Логопед: Молодцы, вы - настоящие разведчики. 8. Физкультминутка. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок все тише, тише, Деревцо все выше, выше. - Упражнение на развитие дыхания, Как дул ветер? (Сильно) Подуем сильно, как ветер. А теперь подуем прерывисто, слабо, затихает ветерок. Логопед: Отдохнули?! Молодцы! Продолжаем занятие. 9. Знакомство с лексической темой. Летом, в жаркие часы – Только майка и трусы. А зимою нам нужны: Свитер, теплые штаны, Шарф, пальто, сандалии, Шапка и так далее. Шапка …, свитер… Впрочем, я… Я запутался, друзья! Логопед : Ребята, где я запуталась? (ответы детей) Скажите, что мы одеваем зимой? А летом? (ответы детей) Молодцы! Логопед: А теперь посмотрите на доску. (На доске картинки с изображением одежды). Что у нас там есть? (ответы детей: сарафан, юбка, брюки, платье, свитер, сорочка) Логопед: А как мы их одним словом скажем? (ответы детей: одежда) А теперь находим только те картинки, в которых есть звуки [С] или [С’]. (ответы детей: сарафан, свитер, сорочка). 10. Игра «Что пропало» Перед детьми выставляются предметные картинки с изображением одежды. Логопед предлагает детям закрыть глаза и прячет одну из картинок. После этого, как дети открывают глаза и называют, какой картинки не хватает. Логопед : Молодцы, ребята! 11. Игра «Дарим подарки» Логопед: А теперь вернемся на экран. Сегодня к нам на урок пришли две девочки Софи и Сима (слайд 15). Во что они одеты? Софи одета в синее платье. Почему ребята? Как вы думаете? Потому что в слове Софи у нас твердый звук [С] . А Сима одета в зеленое платье. Почему? Потому что в слове Сима мягкий звук [С’]. А сейчас давайте подарим им подарки (слайд 15). Если в слове есть звук [С], этот подарок подарим Софи. А если в слове есть звук [С’], то этот подарок мы подарим Симе. 12. Дидактическая игра «Прятки» Логопед: Продолжаем играть. У вас на столе есть конверты. У каждого свой конверт.(В конвертах картинки со звуками [С] и [С’]. Например: самолет, оса). Сейчас по очереди открываем и говорим что там. Посмотрите на рисунки. • И определяем место звуков [С] или [С’]. – в начале, в середине, в конце. И по очереди отвечаем. (ответы детей) • После этого, каждый ребенок выбирает себе понравившийся рисунок и составляет с этим словом предложение. (ответы детей) 13. Знакомство с буквой П Логопед: Ребята, вот мы с вами еще раз вспомнили про звуки [С] и [С’]. А как мы будем записывать эту букву? (слайд16) На письме звуки [С] [С’]. записываются буквой «С». Теперь давайте попробуем нарисовать «С» в воздухе, на парте. А теперь приготовили ручки и напишем букву С. 14. Итог урока Логопед: Итак, ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили? - Что вам понравилось? - А что было трудным? Логопед: (слайд 17) Ребята, мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы, все справились с заданием. 18. Домашнее задание: Раскрасить рисунки со звуками [С] или [С’]. и запомнить слова.
zvuki_s_i_s_bukva_s_leksicheskaja_tema_odezhda.ppt
Желаем успехов!
|