Звуки и буквы С - Ц.
Воронина С.П.
учитель-логопед, Московская обл.,г. Наро-Фоминск, МАДОУ ДС КВ №2

Цель. Учить дифференцировать звуки [с]– [ц]»; буквы с– ц. Задачи. Учить дифференцировать звуки [с] – [ц] в слогах, словах, предложениях. Учить дифференцировать буквы с – ц при чтении и на письме. Совершенствовать звуко - буквенный анализ. Развивать фонематическое и зрительное восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление, формировать грамматический строй речи: упражнять в образовании существительных с суффиксом –иц, графомоторные навыки и общемоторную координацию. Оборудование: Звуковые замки фей Томы и Фиалки; буквы с, ц; Домики звуков; наборное полотно с буквами и словами, сюжетная картина «Весна», предметные картинки, игры «Светофоры», «Сигнальщики», игра «Ромашка», «Волшебные коробочки», тетради, карандаши ( ручки), зеркала, массажные шарики-ёжики, сказочные герои: Крокодил Гена и Чебурашка, кошка Мурка. Программное содержание занятия. 1.Оргмомент. 1) Психогимнастика. Массаж мимической мускулатуры лица. Упражнение «Солнышко проснулось». 2) Приход сказочных героев Крокодила Гены и Чебурашки с семицветиком. Л. Нам нужно с вами выполнить задания, которые содержат лепестки, тогда все желания сбудутся. 1) Лепесточек отрывается, задание выполняется. 2. Анализ артикуляции звуков: [с] и [ц]. Логопед подходит к картине «Весна» и просит отгадать загадку: Стали выше небеса, Звонче птичьи голоса, Убежал сугроб седой, Так бывает лишь (когда?)… . Дети: «Весной». Логопед просит детей определить какой звук слышится в словах:весна [с] или [ц],седой [с] или [сь]. Дети определяют и вместе с логопедом вспоминают артикуляцию [с], [сь]. Л. Какие звуки [с], [сь]? Все вместе. Звуки [с], [сь] - согласные, глухие, [с]-твёрдый, [сь]- мягкий; живут в звуковых Синем и Зеленом замках у фей Томы и Фиалки. Л. Весной возвращаются домой перелётные птицы. Одними из первых прилетают… скворцы. О них говорят: «Летит скворец – зиме конец». Скворец сидит у скворечника, радуется весне и распевает: « Ц-ц-ц-…». Ребята, как поёт скворец? Дети произносят звук [ц], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Л. Какой звук [ц]? Коллективное обсуждение: [ц] - согласный, глухой, всегда твёрдый; живёт в Синем замке твёрдых звуков у феи Томы. 2) Лепесточек отрывается, задание выполняется. 3. Игра «Насос - молчок» Логопед произносит слоги: са, ца, ос, цы, су, цо; слова: палец, нос, огурец, квас, автобус, перец, кузнец, ананас, конец, пылесос, голос, леденец. Дети выполняют соответствующие движения: когда услышат [с], изображают работу насоса, а когда - [ц] , прикладывают указательный палец ко рту и произносят [ц]. 4.Развитие фонематического слуха. Игра «Сигнальщики». Логопед просит детей поднять коробочку соответствующую звукам [с] и [ц]. Логопед называет согласные звуки: «п, пь, б, бь, з, сь, ж, ш, ц …», а дети поднимают соответствующий сигнал (коробочку): символы согласных звонких твёрдых и мягких звуков - синего и зелёного цвета с колокольчиками, а символы глухих согласных твёрдых и мягких звуков – голубого и салатового цвета с ваткой. 3) Лепесточек отрывается, задание выполняется. 5.Звуковой анализ слов. Развитие фонематического слуха. Игры «Определи место звука в слове», «Звуковые домики».Логопед называет предметные картинки. Дети определяют место звуков [с] и [ц] в слове, определяют в каком Домике звуков они живут. 4) Лепесточек отрывается, задание выполняется. 6.Развитие фонематического слуха. Игра «Светофоры». Логопед называет звуки, а дети поднимают соответствующий сигнал: символы гласных звуков красного цвета, символы согласных твёрдых звуков синего цвета, символы согласных мягких звуков зелёного цвета ( а, о, б, бь, п, пь, ы, ц, с, сь; цветок, собака, синий). 5) Лепесточек отрывается, задание выполняется. 7.Чтение. Игра «Ромашка». Чтение слогов (слов) с буквами с и ц. 8. Самомассаж рук мячиками-ёжиками. 6) Лепесточек отрывается, задание выполняется. 9. Звуко - буквенный анализ слов. Логопед предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко». 1)Забрались к нам в детский сад Десять маленьких цыплят Привела их с улицы пёстренькая … (курица). 2)У кошки – …котёнок, А у курицы - …цыплёнок, У совы - … совёнок, У скворца -… скворчонок. Л. Какой звук слышится в слове [с] или [ц]. Логопед просит детей составить в кассе слово «совёнок», назвать гласные звуки и сосчитать количество слогов. 3)Звуко - буквенный анализ слова «курица" Развитие фонематического слуха. Игра «Волшебная коробочка». Произвести звуковой анализ слова. Дети достают с индивидуальных коробочек цветные квадратики (красного, зелёного и синего цветов), соответствующие гласным звукам, твёрдым и мягким согласным звукам и выполняют звуковой анализ слова. 10. Офтальмотренаж. Упражнения для профилактики нарушений зрения. 11. Динамическая пауза. «Бабочка». 12. Формирование грамматического строя речи. Приход кошки Мурки. 1)Л. Сегодня послушаем где у кошки Мурки продукты находятся на кухне. Буквы с и ц помогут нам образовать новые слова. Дети подбирают слова по картинкам с помощью суффикса –иц: Хлеб лежит в хлебнице. Конфеты – в конфетнице. Суп – в супнице. Сахар – в сахарнице. Сухари - в сухарнице. Салат – в салатнице. 2)Логопед подходит к картине «Весна» и спрашивает: «Ребята, над чем летят скворцы?» Вы узнаете, когда прочитаете предложение. Дети читают: «Скворцы летят над лугами». Логопед просит детей выложить схему предложения. Дети выполняют задание. 13.Итог занятия. Логопед. Какие звуки мы сегодня закрепляли? Какие они? Логопед благодарит детей за ответы. Мы с вами загадаем желание и оно обязательно исполнится. 7) Лепесточек отрывается, желание выполняется. Дети загадывают желания.
zvuki_i_bukvy_s_-_ts.jpg
Желаем успехов!
|