ЛОГОПЕД.ru

Конспекты логопедических занятий.


 

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. “Ученье – путь к уменью. Обучение грамоте”.

Карнаухова А.Ф., учитель-логопед ОГБОУ “БРЦ ПМСС” г. Белгорода.

 

Цели: 1) повторить звуки [ч, щ], буквы ч, щ; их написание;

2) закрепить предметную и глагольную лексику по теме “Школьные принадлежности”;

3) развивать фонематический слух; (схемы слов, место звука в слове);

4) развивать конструктивные навыки (ориентация в пространстве);

5) закрепить навык деления слов на слоги;

6) закрепить написания букв “ч”, “щ” и чтение слов с ними;

7) учить определять количество слов в предложении и составлять его схему;

8) отработать все виды интонации;

9) развивать память, фантазию, мыслительные процессы;

10) развивать тонкую моторику пальцев рук.

Оборудование: плоскостная кукла Знайка, домики, магниты, (синие и красные), школьные принадлежности, разрезные цифры, схемы слова, схемы предложения, магнитные буквы “ч”, “щ”, “ц”, “ш”; куклы-звуки, кружки-звуки; звуковые линейки; плакат “Вставь букву”, наборные полотна с картинками, “Зазеркалье”, загадки, лазерная указка, конверты, ручки, фломастеры, маркеры, круг с лентами; предметные картинки на звуки ч, щ; сухой бассейн; магнитофон, песня “Чему учат в школе”.

Ход занятия.

 

I. Организационный момент.

  1. Дети входят под песню “Учат в школе”.
  2. Учитель-логопед: “ Здравствуйте ребята! Отгадайте загадку:

Умненький мальчишка

Любит читать книжки,

Задачки он решает

И всё на свете знает.

Ты подумай, отгадай-ка:

Как зовут мальчишку?......Знайка!

Демонстрируется плоскостная фигура Знайки.

II. Закрепление предметной и глагольной лексики по теме “Школьные принадлежности”.

  1. Знайка: “Дети, вы хотите пойти в школу? А что вы будите делать в школе?”
  2. Дети: “Писать, считать, читать, рисовать, лепить, петь, заниматься спортом…”

    Знайка: “Как назвать всё это одним словом?”

    Дети: “Учиться”.

  3. Знайка: “Есть один очень трудный предмет в школе – это математика. Положие в портфель то, что нужно для математики?”.

Дети выбирают, называя предметы (тетрадь в клетку, ручка, карандаш, линейка, учебник математики, ластик). На столе остались: альбом, тетрадь в линию, фломастеры, цветная бумага.

Знайка: “А эти предметы для какого урока?”

Дети объясняют.

Знайка: “А как все эти предметы называются?”

Дети: “Школьные принадлежности”.

III.Конструирование, ориентация в пространстве.

Знайка: “Чтобы записать пример в тетради по математике, мы используем буквы или цифры?”

Дети: “Цифры”.

Знайка: “На ваших столах в маленьких тарелочках лежат разрезные цифры. Соберите их на столе и назовите”.

Дети: (напр) “Я собрал цифру 5”.

Знайка: “Молодцы! Отложите на наборном полотне 1 фигурку слева на- право”.

IV.Составление схемы слова.

Знайка: “Дети, чем вы будите писать цифры в тетрадях?”

Дети: “Ручкой”.

Знайка: “А ручка – это звук, слог или слово?”

Дети: “Слово”.

Знайка: “Какой полоской обозначаем слово – короткой или длинной?”.

Дети: “Длинной”.

Знайка: “Положите длинную полоску перед собой”

Выставляется полоска на доске.

Знайка: “Дети, покажите указательным пальцем правой руки, где начинается слово?”. (Дети показывают).

Знайка: “А я правильно показываю? (Ставит палец под начало слова). Давайте прочтём это слово”. (Дети ведут палец слева направо и произносят слово “ручка”).

Знайка: “А сколько в этом слове слогов?”

Дети считают (хлопают). “Два”.

Знайка: “Давайте проверим”.

Дети проверяют другим способом. “Два”.

Знайка: “Назовите первый слог?”

Дети: “Руч”.

Знайка: “Сколько звуков в этом слоге?”

Дети: “Три”.

Знайка: “Какой первый звук?”.

Дети: “Р”.

Знайка: “Какой он?”.

Дети: “Р – согласный, твёрдый, звонкий”.

Знайка: “Положите нужный кружок. Назовите второй звук”.

Дети: “У”.

Знайка: “Какой он?”.

Дети: “Гласный”.

Знайка: “Положите нужный кружок. Назовите третий звук”.

Дети: “Ч”.

Знайка: “Какой он?”.

Дети: “Согласный, мягкий, глухой”.

Знайка: “Положите нужный кружок. Первый слог “руч”. Назовите второй слог”.

Дети: “Ка”.

Знайка: “Сколько звуков в слоге “ка”?

Дети: “Два звука”.

Знайка: “Назовите первый звук”.

Дети: “К”.

Знайка: “Какой он?”.

Дети: “Согласный, твёрдый, глухой”.

Знайка: “Положите нужный кружок в начало второго слога. Назовите второй звук”.

Дети: “А”.

Знайка: “Какой он?”.

Дети: “Гласный”.

Знайка: “Дети, а сколько гласных звуков в слове “ручка”?”.

Дети: “Два”.

Знайка: “А сколько слогов?”.

Дети: “Два”.

Знайка: “Запомните, сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Прочтите слово. Поставьте указательный палец правой руки под первый звук”.

Дети читают “ручка” и ведут пальцем слева направо.

Знайка: “Молодцы. Отложите на наборном полотне фигурки слева направо”.

V. Повторение звуков [Ч, Щ], букв Ч,Щ.

  1. Знайка: “Дети, назовите в слове “ручка” согласный, мягкий, глухой звук”
  2. Дети: “Звук Ч”.

    Знайка: “Каким кружком обозначаем?”.

    Дети: “Зелёным”.

    Знайка: “Мальчик-звук привёл с собой букву в которой живёт. Найдите и поставьте её под кружком”. (Ребёнок выходит к доске и выставляет букву под зелёным кружком.)

    Знайка: “А вы помните, что звук Ч всегда мягкий, у него нет твёрдой парочки. Какой согласный мягкий, глухой звук вы ещё знаете?”.

    Дети: “Звук Щ”.

    Знайка: “Каким кружком обозначаем?”.

    Дети: “Зелёным”.

    Знайка: “Мальчик-звук привёл с собой букву в которой живёт. Найдите и поставьте её под кружком”. (Ребёнок выходит к доске и выставляет букву под зелёным кружком.)

  3. “Зазеркалье”.

Знайка: “Дети, на стекле написаны буквы – правильно и неправильно. Если правильно, обведите. Если неправильно – пишите рядом правильно.”

Дети выполняют задание.

Знайка: “Ребята, подойдите ко мне. Здесь лежат картинки. Каждый из вас выберет одну, в названии которой есть звук Ч или Щ. (Дети выполняют). Вернитесь на место и положите перед собой картинки.

VI. Определение места звука в слове. Звуковые линейки.

Знайка: “Положите перед собой звуковые линейки. Указательным пальцем правой руки покажите начало слова, конец слова, середину слова.

Дети, скажите, какой звук в вашем слове – Ч или Щ?

Дети называют “свой” звук.

Знайка: “Определите место звука в слове. Поставьте бегунок на место, где “живёт” этот звук”.

Дети выполняют.

Знайка: “На наборном полотне перенесите картинку слева направо”.

VII. Деление слов на слоги.

  1. Знайка: “Определите количество слогов в своих словах-картинках (проговорите, прохлопайте) и покажите на пальцах. Отложите картинки на край стола”.
  2. Знайка: “Возьмите длинные карточки, переверните их и положите перед собой. Внизу карточки - схема слова. Посчитайте, сколько слогов в вашем слове. Покажите на пальцах. Молодцы! Найдите картинку, которая соответствует этой схеме”.

Дети по очереди называют слова, отхлопывая по слогам.

VIII. Закрепление написания букв Ч, Щ и чтение слов сними. Развитие аналитико-синтетической операции.

Знайка: “Мальчики-звуки Ч, Щ принесли вам слова, в которых пропущены их домики-буквы и не понятно, какая буква в каком слове “живёт”.

На доске плакат: . АШКА

РО . А

. УКА

ПО . ТА

МЯ .

ПЛА .

Дети читают слова и вписывают нужные буквы.

Знайка: “На наборном полотне перенесите картинку слева направо”.

Динамическая пауза. Знайка “рисует” лазерной указкой фигуры, а дети следят глазами.

IX. Работа над предложением.

1.Знайка: “Мальчики-звуки Ч и Щ попросили меня составить предложение со словом “ручка”. Я назову предложение, а вы посчитаете количество слов в нём. Вы помните, что все слова пишутся раздельно. Чтобы лучше слышать, потрите ушки. При счёте можете загибать пальчики.

УЧЕНИК КЛАДЁТ РУЧКУ В ПОРТФЕЛЬ.

Сколько получилось слов?”.

Дети: “Пять”.

2.Знайка: “Составим схему этого предложения. Какими полосками обозначаем каждое слово в предложении – короткими или длинными?”.

Дети: “Длинными”.

Знайка: “ С какой буквы начинается первое слово каждого предложения?”.

Дети: “ С большой буквы”.

Знайка: “ Покажите мне полоску слова с большой буквой и назовите первое слово в предложении”.

Дети: “Ученик” ( Дети кладут полоску на столе перед собой).

Знайка: “Назовите второе слово и положите полоску. Напоминаю: все слова в предложении пишутся раздельно”.

Дети: “Кладёт”.

Знайка: “Назовите третье слово и положите полоску. Напоминаю: все слова в предложении пишутся раздельно”.

Дети: “Ручку”. ( кладут полоску на столе перед собой).

Знайка: “Назовите четвёртое слово и положите полоску. Напоминаю: все слова в предложении пишутся раздельно”.

Дети: “В”. ( Дети кладут полоску на столе перед собой).

Знайка: “Назовите пятое слово и положите полоску. Напоминаю: все слова в предложении пишутся раздельно”.

Дети: “Портфель”. (Дети кладут полоску на столе перед собой).

Знайка: “Что мы поставим в конце предложения?”

Дети: “Точку”.

Знайка: “Покажите и назовите второе слово (пятое, третье) в предложении. Придумайте своё предложение из пяти слов. Можно заменить слово “ручка” другим словом. (Два-три ребёнка составили).

Замените слово “ученик”. (Дети составляют).

Знайка: “На наборном полотне перенесите картинку слева направо”.

Знайка: “Посмотрите на мою схему предложения “Ученик кладёт ручку в портфель”. В конце стоит точка. Как называется такое предложение?”

Дети: “Повествовательное”.

Знайка меняет точку на вопрос.

Знайка: “Как называется этот знак?”

Дети: “Вопросительный знак”.

Знайка: “Как называется такое предложение?”

Дети: “Вопросительное”.

Знайка меняет точку на восклицательный знак.

Знайка: “Как называется такое предложение?”

Дети: “Восклицательное”.

Знайка: “На наборном полотне перенесите картинку слева направо”.

Динамическая пауза. Движения телом, глазами, руками.

X. Итог.

  1. Знайка: “Посчитайте, сколько картинок на наборном полотне вы переложили слева направо, т.е. сколько заданий вы выполнили правильно”.
  2. Дети считают.

  3. Знайка: “У кого 6 картинок, тот подойдёт к доске, возьмёт красный магнит и поставит его к верхнему домику”

Дети выполняют задание.

Знайка: “Мы добрались до верхнего домика. Давайте узнаем, что это за дом?”

Знайка снимает верхний домик. Под ним – здание школы с надписью “ШКОЛА”.

Знайка: “Дети, прочтите, куда мы пришли”.

Знайка хвалит детей, объясняя им, что они готовы идти в школу: “Теперь, ребята, вы знаете, что ученье – путь к уменью”.

3.Знайка: “В нижний домик никто не попал. А кто там живёт, узнаете, отгадав загадку: Он не знает букв и звуков.

Не умеет он считать.

Он приносит нам загадки,

Сам не может отгадать.

Кто же это? Отгадай-ка!

А зовут его….. (дети:“Незнайка!”).

Знайка открывает домик Незнайки и говорит: “А Незнайка к школе не готов. Помните загадку? Он останется в детском саду, а вы пойдёте в школу”.

4.Беседа “Зачем идти в школу? Кто кем хочет стать, когда вырастет?”.

5. Сюрпризный момент.

Знайка предлагает найти конверт со своим именем, открепить от ленты и вскрыть его. (Внутри конвертов дети находят ручки.)

Знайка: “Это мой подарок будущим ученикам”.

Дети прощаются под музыку “Чему учат в школе”.

Желаем успеха!

 

Логопедические игры на портале Мерсибо

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service