Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звук [Щ] и буква Щ»
Королева С.
учитель-логопед, МДОУ Детский сад № 7 г. Твери
Тема: «Звук [Щ] и буква Щ» Группа: подготовительная к школе Образовательная область : «Речевое развитие» Л): Дети, вы пробовали щавель на вкус? Какой он? (Д): кислый (Л): Изобразите мимикой ощущение кислого щавеля. Мама зовет вас домой. Скажите ей: «Ты нас мама не ищи, Щиплем щавель мы на щи» Сообщение темы занятия Выделение звука Щ из чистоговорки. (Л): Какой звук чаще других повторяется в чистоговорке? ( Логопед еще раз проговаривает чистоговорку и выделяет голосом звук Щ) (Д): Звук Щ Фонетическая зарядка (Л): Давайте представим, что наша одежда испачкалась. Давайте возьмем в руки щетку и почистим ее. Ш-щ-щ. Артикуляционная и акустическая характеристика звука щ. (Л): поверните к себе зеркала. Произнесите звук щ-щ-щ и понаблюдайте, что делают зубы, губы, язык когда мы произносим этот звук? (Д): Губы округлены, зубы оставляют маленькую щелочку, язык поднят за верхние зубы. (Л): Встречает ли воздушная струя препятствие, когда мы произносим этот звук? (Д): Да. Мешает язык. (Л):.значит звук Щ – согласный. Давайте проверим, глухой или звонкий звук Щ. Положите руку на горло и произнесите этот звук. Звенит горлышко? Включился голосок? (Д): нет (Л): значит звук Щ – глухой и этот звук всегда мягкий. Будем обозначать его зеленым кружком.( Логопед демонстрирует речевой профиль звука щ ) Дайте характеристику звуку Щ (Д): звук Щ – согласный, глухой и всегда мягкий. Выделение звука Щ на слух среди других звуков. (Л): Приготовьте ладоши и хлопните, если услышите звук Щ щ ж с у а с р л о щ ш щ ш а щ п с щ щ у а и щ Воспроизведение слоговых рядов. Логопед бросает мяч каждому ребенку и просит повторить цепочку из слогов Ща-що-ща ощ-ущ-ащ Щу-щи-щу ущ- ющ- ищ Ща-щи-ща ащ-ящ- ощ Ощ-ущ-ащ ущ- ищ - ущ Развитие фонематического слуха. Игра «Лото» Логопед через проектор на экран демонстрирует карточку лото и просит детей назвать предметы. Пока звучит музыка нужно найти картинки со звуком щ и закрыть их кружком зеленого цвета. После того , как дети выполнили задание на экране остаются предметы в названии который есть звук щ. Произношение слов со звуком Щ. Определение места звука Щ в слове. (Л): почему ты закрыл кружком эту картинку? (Р): это щука. В этом слову есть звук щ. (Л): где находится звук щ в слове щука? (Р): В начале слова. Каждый ребенок демонстрирует отобранную картинку и определяет место звука Щ в слове. Проверка на экране. Образование существительных с помощью суффикса «ищ». (Л): Ребята вы слышите, кто-то стучит. Это мой друг. Угадайте, кто это. У него не глаза, а огромные …( глазища) Не усы, а огромные … Не нос, а…. Не лапы, а … Не когти, а … Не хвост, а … На лапах не маленькие сапоги, а огромные… У него не тихий голос , а громкий…. Кто же это? (Д): кот. Котище (Л): наш кот очень любопытный и хочет позаниматься вместе с нами. Разрешим ему? (Д): да (Л): Кот, выбери самое короткое слово из четырех: щи, щит, щука, щегол. (Кот): щегол (Л): Вы согласны с ним , ребята? (Д): нет (Л): сколько звуков в слове щи (2) Какой звук появился в слове щит ( т) Сколько всего звуков в слове щит (3) В слове щука (4) Щегол (5) Значит какое слово самое короткое? (Д): щи (Л): Давайте мы свами построим пирамиду из слов. В верху будет стоять предмет, в названии которого 2 звука, (самое короткое слово) ступенькой ниже – предмет в названии которого 3 звука, затем предмет с 4 звуками, а на нижней ступеньке с 5 звуками. Кот на первое место ставит щуку, а дети исправляют ошибки. Проверка на доске через компьютер. Звуковой анализ слова щука. (Л): Дети откройте свои пеналы и выложите слово щука. Давайте вспомним характеристику звука Щ. ( Логопед спрашивает двоих ребят). Синтез слова роща (Л): А сейчас кот предлагает вам выполнить свое задание. Вам нужно будет взять первые звуки из слов и составить новое слово. Слушайте внимательно ( логопед произносит слова и картинки появляются на экране) ручка, овощи, щука, автобус. Какой первый звук в слове ручка? Д: (р). Буква Р появляется под картинкой. По мере того как дети выделили звуки под картинками появляются буквы. Л: Какое получилось слово? (Д): роща. Л: Выложите слово роща кружками. Коту понравилось как вы обозначали слово роща кружками. Он хочет обозначить кружками слово щука. Правильно ли он выполнил задание? ( Логопед демонстрирует на экране схему их 5 кружков) (Д): нет. Дети исправляют ошибки. Физминутка. (Л): Наш котик узнал много нового, поиграл с нами, устал. Давайте попрощаемся с ним. Знакомство с буквой Щ Щ – это щетка с загнутой ручкой. Все перечистим щеткой-колючкой. (В. Ковшиков) (Л): Посмотрите на доску. Так выглядит буква Щ. На какую букву она еще похожа? ( на букву Ш). Выложите букву Щ из палочек. Чем буквы отличаются отзвуков? (Д): Звуки мы слышим и произносит, а буквы видим, читаем, пишем. (Л): Найти букву Щ в кассе букв. Чтение слогов, слов с буквой Щ. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложения : У Димы щука. ( по возможностям детей). Итог занятия.
Желаем успехов!
|