- Организационный момент. (Фоном звучит музыка “Звуки
леса”.)
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна - зеленеют леса
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло все под солнцем цветет
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды.
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет земля. ( Времена года. А. Кузнецова)
- Какое сейчас время года? (Весна.)
- Какие признаки весны вы знаете? (Дни стали длиннее, ночи короче,
солнце светит ярче, греет, тает снег, распускаются листочки…)
- Как меняется жизнь животных весной? ( Медведи, ежи просыпаются
от зимней спячки, зайцы и белки меняют окрас шерсти.)
- Как меняется жизнь птиц весной? (Прилетают из тёплых краёв.)
- Весна бывает разная: есть весна ранняя, а есть поздняя весна.
- Назовите признаки ранней весны. (Набухают почки, тает снег,
сосульки, бегут ручьи.)
-Назовите признаки поздней весны. (На деревьях появились листочки,
распускаются первые цветы.)
- Сообщение темы урока.
- Я прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите,
какие звуки встречаются чаще других:
Синее небо, синие тени,
Синие реки сбросили лёд.
Синий подснежник, житель
весенний,
На синей проталинке смело
растёт
- Какие звуки вы слышали чаще других? (Звуки [c], [c’])
- Как вы думаете, о каких звуках мы с вами будем говорить на уроке?
(О звуках [c], [c’])
В лес весенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти!
- Характеристика звуков. (Работа с зеркалами.)
- Как дует сильный ветер в лесу? (С-с-с…)
- Когда мы произносим звук [с], что делают губы?
(Улыбаются.)
- Где находится язычок? (Широкий кончик языка упирается в нижние
зубы.)
- Какая струйка воздуха: теплая или холодная? (Холодная.)
- Голосовые связки работают? (Нет.)
- Как дует слабый ветер? (С’-c’-c’)
- Когда мы произносим звук [c’], что делают губы? (Они немного сильнее растягиваются в улыбке.)
- Где находится язычок? (Кончик языка упирается в нижние зубы,
немного перемещается вперед.)
- Какая струйка воздуха? (Холодная.)
- Голосовые связки работают? (Нет.)
- Какие это звуки? (Согласные, глухие.)
- Связь звука и буквы.
- Какой буквой обозначают звуки [c] и [c’]? (Буквой С,с.)
- На что похожа буква С? (Кусок бублика, подкову.)
- Найдите среди букв букву С и обведите в кружочек. (Дети находят
и обводят буквы на карточках.)
- Напишите букву С,с в тетради.
- Развитие фонематического слуха.
Воспроизведение слоговых рядов:
са-са-ся ся-ся-са
са-ся-ся ся-са-са
са-ся-са ся-са-ся
Игра “Твердо-мягко”.
- Послушайте звуки, слоги и слова – поднимите сигнал соответствующего
цвета (синий-звук звучит твёрдо, зелёный-мягко))
Звуки: С, СЬ, СЬ, С, С, С, СЬ.
Слоги: са, со, ся, су, сю, сё, сы, си.
Слова: лес, весна, сирень, осина, солнышко, весенний, сова, лиса,
лоси.
Физкультминутка “Ежик” (картинка ёжика на инт. доске)
По сухой лесной дорожке
(дети маршируют)
Топ-топ-топ-топочут ножки.
(топают ногами)
Ходит, бродит вдоль дорожек
(имитируют движения ежика)
Весь в иголках серый ежик.
(показывают руками иголки)
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
(наклоны)
Если подкрадется волк-
Превратится ёж в клубок.
(поджимают руки и голову)
- Чтение слогов.
- Прежде, чем продолжить нашу прогулку по весеннему лесу, покажем
ёжику как мы умеем читать слоги. (Дети хором читают слоги на доске: СА, СО, СУ, СЫ,
СЯ, СЁ, СЮ, СИ; АС, ОС, УС, ЫС, ЯС, ЁС, ЮС, ИС).
- В каких слогах согласный звук [c'] звучит мягко?
- В каких слогах согласный звук [с] звучит твёрдо?
- Чтение слов.
Листья березы
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберем
Маме весенний букет принесём.
- Сейчас вы прочитаете слова, которые написаны на ваших листочках.
(Дети читают слова: лиса, ласточка, сосна, синее, сыро, лисята, скворец, соловей.)
- Запишите своё слово в тетрадь.
-Молодцы!
- Звуковой анализ слов.
- Отгадайте загадки и вы узнаете, кого можно встретить в лесу:
Вы подумайте какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость-
Хмурый и сердитый… (Лось)
- Сделайте звуковые схемы слов-отгадок.
Физкультминутка “Зайкина зарядка” (картинка зайца на инт.
доске)
Ножки выше поднимает.
(маршируют)
Зайка прыгает и скачет
По дорожке словно мячик.
(подскоки)
Он на пяточках шагал,
Носик кверху поднимал.
(ходьба на пятках, руки за спиной, подбородок кверху)
На носочки зайка встал
И в ладоши хлопать стал.
(встать на носки, хлопать в ладоши)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
До носочков дотянулся.
(наклоны вперед)
Повернулся вправо – влево,
Вот какой зайчонок смелый!
(повороты)
- Составление словосочетаний. (На интерактивной
доске)
- Соедините слова правого и левого столбика так, чтобы получились
словосочетания.
весёлая
сосны
весеннее
песня
высокие
снег
свежие
подснежник
сырый
солнышко
синий
листочки
- Запишите одно словосочетание в тетрадь.
- Составление предложений. (На интерактивной
доске)