Оборудование: кукла Лада, зеркала, артикуляционная гимнастика в
картинках, профиль артикуляции звука [Л], предметные карточки (лось, лайка,
лань, вол, волк, белка, слон, лавка, лук, лак, лом, луч, пол, кол, стол,
плот, артикуляционные профили) .
- Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Это
кукла Лада, она пришла посмотреть как вы занимаетесь. Начнем!
- Пальчиковая гимнастика
-Подготовим наши пальчики.
Игра “Дом на горе”
На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы
соприкасаются кончиками – “крыша дома”)
Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)
Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)
Окружает все забор (изобразите забор. можно нарисовать пальцем в воздухе
зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)
В дверь стучимся: (кулаками по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто
прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)
- Артикуляционная гимнастика
Общие артикуляционные упражнения: улыбка, трубочка,
хоботок.
Специальные артикуляционные упражнения: чистим верхние зубки,
вкусное варенье, маляр, лошадка медленно и быстро, считаем верхние зубки,
парус, качели.
- Объявление темы занятия
- Сегодня мы продолжаем учиться правильно произносить звук [Л].
- Постановка звука
(по подражанию).
-Ребята, давайте вспомним как самолет гудит: “Л-л-л-л”.
- Анализ артикуляции
-Теперь мы с вами расскажем кукле Ладе о том, в каком положении
должны быть губы, зубы, язык при произнесении звука [Л].
-Как расположены губы при звуке “л”? (широко улыбаются)
-А зубы? (видно, разомкнуты, между ними небольшая щель)
-А где находится кончик язычка: наверху или внизу? (на верху,
широкий)
-А как проверить воздушную струю? (Поднести руку ко рту и произнести
звук, мы почувствуем теплый воздух).
-А как проверить наличие/отсутствие голоса в звучании этого звука? Где
живет голосок? (В горле. Если голосок дрожит, значит он есть в звучании
этого звука, а если голосок спит, то в звучании этого звука голоса нет)
-Что еще мы знаем об этом звуке? (бывает твердым и мягким).
- Закрепление изолированного звука
-А теперь представим, что наш самолет улетел высоко и его почти не
слышно – гудим тихо: “л-л-л”, а теперь самолет летит низко и слышно его
очень хорошо – гудим громко: “л-л-л”.
- Развитие фонематического слуха
Игра “поймай звук в ладоши”.
Звуки: [с], [з], [л], [з], [ш], [ж], [л].
Слоги: за, ла, шу лу чи, лы.
Слова: ласточка, расточка, лясточка, ласточка, расточка,
ласточка
Игра “начало, середина, конец”.
-Ребята, вы помните нашего бычка и его паровозик? Сейчас я буду
называть вам слова, а вы ответьте где находится звук [Л] в начале,
середине, конце? И передвиньте бычка в начало поезда, если звук стоит в
начале (первым) слова; в середину, если в середине слова; в конец, если в
конце. Слова: каблук, укол, Лада, кукла.
Игра “Придумай слово”
Придумать слова со звуком [Л] в начале, середине, конце.
- Закрепление звука в слогах: игра “Телефон
”.
-Сейчас мы с вами поиграем в игру “телефон”. Я позвоню вам и буду
проговаривать слоги, ваша задача их запомнить и правильно повторить. Если
вы повторяете без ошибок, то ваш телефон исправен. Если ошибаетесь, то это
значит, что телефону требуется “починка”, а для проверки снова повторить
этот ряд слогов.
- Закрепление звука в словах: игра “Сыщики” и “рассеянный”
-Сейчас мы с вами вспомним игру “Сыщики”
Разминка
-Я выкладываю на столе карточки с изображениями животных: лось,
лайка, лань, вол, волк, белка, слон. Какой из этих зверей спрятался в
словах: заслонка, побелка, колосья, волос, двустволка, балалайка,
желанье.
Первый тур
-Кукла Лада принесла нам с вами вот эти карточки, давайте их назовем:
лайка, лавка, лук, лак, лом, луч, пол, кол, стол, плот. Сейчас я
буду произносить длинные слова, внутри которых “спрятались” короткие слова,
которые есть на этих карточках.
Ваша задача узнать короткое слово, показать на карточке, назвать его
четко и красиво, и забрать карточку к себе. Победителем становится
обладатель наибольшего количества карточек.
Я называю слова: столбик, булавка, каблук, укол, кулак, плотник,
разлука, полка, ломтик, шлак, диплом, лакомка, каблучок, плотный, полный,
плакса, полдень, перелом, колокол, получка.
Второй тур
-А теперь посмотрим, сможете ли вы “спрятать” короткое слово в длинное!
Я выкладываю карточки на стол, а вы подбирайте слова: луч (получка,
лучок, лучник, случай, каблучок)
Игра “Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!”
Каждому из вас я даю стопку карточек, мы представим, что вы все о себе
позабыли и сейчас будем вспоминать. Посмотрим какие веселые истории у вас
получатся!
Как тебя зовут?
Где ты живешь?
На чем ты спишь?
Чем ты чистишь зубы?
Что ты ел на завтрак?
[И.Л.Лебедева №Трудный звук, ты наш друг”]
- Итог урока
:
Итак, какие звуки мы сегодня проходили. Давайте еще раз четко,
правильно, красиво их произнесем.