Дифференциация звуков Ш и Ж.
После того, как звук автоматизирован, обязательно нужно поработать над дифференциацией (т.е. различением) его с другими звуками, чтобы ребенок не путал их в речи. Подробнее о том, что такое дифференциация звуков можно прочитать здесь.
Напоминаем, что положение органов речи при произнесении звука ж отличается от такого при произнесении звука ш лишь наличием голоса. Когда мы произносим ш, голосовые связки разомкнуты и струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними, а когда произносим ж, голосовые связки сомкнуты, воздушная струя колеблет их, образуя голос. Иными словами, звук ш - глухой, а звук ж - звонкий.
При работе над дифференциацией ж и ш прежде всего необходимо добиться того, чтобы ребенок различал эти звуки на слух
Гусь шипит: ш-ш-ш. Жук жужжит: ж-ж-ж.
Как шипит гусь? Как жужжит жук? Чья песенка звонкая? Чья глухая?
Произносить слоги.
ша-жа аша-ажа
шо-жо ошо-ожо
шу-жу ушу-ужу
ше-же аше-аже
ши-жи иши-ижи
Произносить слова.
шить - жить
шаль - жаль
шалить - жалить
шутка - жутко
уши - ужи
житьё - шитье
жито - шито
лежа - Леша
мажут - машут
наживка - нашивка
жар - шар
жаба - шапка
ежата - мышата
лежать - мешать
ложа - лошадь
лужа - Луша
кожа - ноша
лужок - пушок
дружок - вершок
рожок - горшок
пирожок - порошок
дружок - петушок
Женя - шея
ложечка - кошечка
бумажечка - букашечка
пружинка - пушинка
ужин - уши
лыжи - мыши
Произносить предложения.
Луша обходит лужу.
Ты бежать мне не мешай.
Нельзя шалить с пчелой: она ужалит.
Летит снежок, легкий, как пушок.
Мой дружок от земли вершок.
Малыши встали на лыжи.
Сереже подарили карандаши.
Без этой пружины не поедет машина.
Подальше положишь - поближе возьмешь.
Произносить тексты.
Дождик.
Дождик, дождик, не дожди, не дожди ты, подожди.
Выйди, выйди, солнышко, золотое донышко.
Живой уголок.
В нашей школе живой уголок. Сначала там были только белые мыши. Потом Маша отдала в живой уголок ежа. А Миша поймал ужа. Дядя Гриша подарил стрижа. Потом появились жаба, жуки. Школьники полюбили живой уголок. Живой уголок был в большой комнате. Теперь там несколько ужей, ежей и мышей, много жуков и жаб.
Желаю удачи! Еще по теме:
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для подготовительной группы “Согласный звук [ж]. Буквы Ж, ж”.
Игры в звуки для детей 4-6 лет.
Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука [ж] в словах, словосочетаниях и предложениях”.
Конспект фронтального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий “Стоит в поле Теремок”. Дифференциация звуков [Ш-Ж].
Материал для автоматизации свистящих и шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста.
Конспект индивидуального логопедического занятия “Дифференциация звуков З-Ж в словах”.
Мастер-класс. Практическое применение технологии составления синквейна на фронтальных занятиях по коррекции ОНР III уровня “Дифференциация З – Ж. Дикие животные”. |