|
Постановка звука [з].
Звук [з] легко ставится от звука [c], так как эти звуки имеют одинаковый артикуляционый уклад, то есть при произнесении
этих звуков органы артикуляции занимают одинаковое положение. Разница между звуками
состоит в том, что [с] - глухой, произносится без голоса, а [з] - звонкий, произносится с голосом. Таким образом, чтобы вызвать
звук [з], достаточно при произнесении звука с добавить, "включить" голос.
Наличие-отсутствие голоса можно контролировать на слух, а также с помощью тактильно-вибрационного контроля. Для этого
прикладываем тыльную сторону ладони к передней поверхности шеи в области гортани. При "включении" в работу голоса, рука
ощущает легкую вибрацию, передающуюся от голосовых складок. При "выключении" голоса вибрация пропадает.
Детям можно объяснить, что когда голосок в горлышке "спит", мы его не чувствуем, но когда он просыпается, мы можем
почувствовать, как он прыгает и веселится в своем домике - горлышке.
Получив правильный звук [з], следует некоторое время потренироваться произносить его изолированно от других звуков: з-з-з.
Детям можно предложить позвенеть как комарик или звоночек.
После этого можно переходить к автоматизации звука сначала в слогах, затем в словах, предложениях и связных текстах.
Желаем успеха!
| |