Замены звука [с] и работа по их преодолению.
Помимо искажения и отсутствия в речи, звук [с] может также заменяться при произношении другими звуками. Наиболее часто встречаются замены [c]-[ш’] ( ребенок говорит “щанки» вместо «санки», «мащка» вместо «маска» и т.п.); [c]-[т] (“товок” вместо “совок”, “отень” вместо “осень”); [с]-[ф] (“фтул” вместо “стул”, “нофок” вместо “носок”). Причиной подобных дефектов произношения очень часто является нарушение фонематического восприятия или даже незначительное снижение физического слуха. Не устраненные в дошкольном возрасте, они могут потом зафиксироваться и на письме, поэтому очень важно их своевременно исправить.
Замена звука [c] звуком [т] в логопедии называется призубным парасигматизмом.
Причиной данного нарушения, помимо снижения слуха, может являтся также дефект прикуса.
В момент произнесения звука органы речи занимают положение, характерное для звука [т]: кончик языка поднят вверх и упирается в верхние передние зубы, желобок посередине языка не образуется; воздушная струя, выходящая изо рта, прерывистая, толчкообразная.
В процессе постановки правильного звука [с] обязательно проводится работа по развитию фонематического восприятия, в ходе которой вырабатывается умение сопоставлять и различать звуки [с] и [т] в устной речи и на письме. Кроме того, с помощью специальных упражнений необходимо выработать длительную непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка, а также умение удерживать язык широким, распластанным и перемещать его из позиции «за верхними зубами» в позицию «за нижними зубами».
Опорными звуками для [c] являются в этом случае звуки [и] и [ф].
Замена [c] звуком [ф] носит название губно-зубного сигматизма. Причиной данного нарушения также может являтся дефект прикуса, так называемый верхний открытый прикус или прогнатия, когда верхние зубы сильно выступают над нижними. В момент произнесения звука верхние зубы образуют с нижней губой узкую щель, через которую выходит широкая, рассеянная струя воздуха, в результате чего слышится звук [ф]. Язык в артикуляции не участвует, находясь в глубине рта.
Во время работы по преодолению губно-зубного сигматизма важно выработать умение сопоставлять и различать звуки [с] и [ф] в устной и письменной речи. Для придания органам речи нужной артикуляционной позиции применяются комплексы упражнений для губ (отрабатываются умение удерживать губы в широкой улыбке, открывая верхние и нижние резцы, а также движения нижней губы вверх-вниз) и для языка (здесь важно научитьося удерживать широкий кончик языка за нижними зубами).
Опорным звуком для постановки [c] служит звук [и]. Иногда целесообразно использовать механическую помощь, придерживая пальцем подбородок непосредственно под нижней губой. Механическую помощь можно также использовать при автоматизации звука, но только на начальном этапе.
Шипящим парасигматизмом называют замену звука [с] звуком [ш’] («щ»). Такое нарушение может возникать при прогении (дефект прикуса, при котором нижние резцы выступают вперед), а также, как уже говорилось, вследствие нарушения фонематического восприятия или снижения физического слуха. В момент произнесения звука губы слегка вытягиваются вперед и округляются, широкий язык упирается в нижние десны. Желобок посередине языка не образуется, вследствие чего выдыхаемый воздух выходит изо рта рассеянной струей, теплой на ощупь.
Во время подготовительного этапа работы над правильным призношением звука ребенок учится различать звуки [c] и [ш’] в устной речи и на письме, а также, с помощью комплекса упражнений, удерживать широкий язык за нижними зубами и формировать узкую направленную струю воздуха, идущую посередине языка.
Опорным звуком для постановки [с] при шипящем парасигматизме является звук [ф]. Ребенку предлагается призносить его, зажав широкий кончик языка между зубами. Постепенно язык переводится в зазубное положение, правильный звук автоматизируется и вводится в речь.
Внимание! Во всех случаях парасигматизма обязательно требуется работа по дифференциации смешиваемых звуков.
Желаем удачи!
|