Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Путешествие в сказочный лес (знакомство со звуком З и З’).
Подлепенская М.Ю.
учитель-логопед, МБДОУ № 21 Колокольчик г. Искитима Новосибирской области
Задачи : 1. Познакомить детей с новыми звуками [з,з'] ; 2. Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение; 3. Вырабатывать навык четкого произношения звуков [з,з'] , формировать умение детей различать звуки по твердости и мягкости; 4. Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; 5.Способствовать развитию фонематического слуха. Оборудование: Билеты-карточки - символы, картинки со звуком «з» -(забор, замок, роза, коза и т.д). Картинки со звуком «з’»- (зебра, зефир, корзинка, зеркало, озеро и т.д). Карандаши зеленого, синего цвета, карточки-схемы : по количеству детей, 2 корзины с карманчиками, игрушки-(змея, зебра, пузырек, резинка, зеркало и т.д.), сундучок. Ход занятия. Организационный момент. Дети стоят на коврике, образовав круг, произносят поздравительную гимнастику и сопровождают пальчиковым упражнением (пальчики здороваются). -Доброе утро, солнце золотое! -Доброе утро, небо голубое! -Доброе утро, в небе птички! -Доброе утро, все малыши! -Я, вас приветствую и люблю (дети берутся за руки) -Потому, что мы живем в одном краю! Л-д: Ребята, сегодня я предлагаю отправиться увлекательное путешествие- в сказочный лес, полный сказок и чудес! Согласны? А на чем же мы туда отправимся? Дети: (самолете, корабле, поезде и т.д.) Л-д : Я предлагаю отправиться на поезде! Но на поезд нужно купить билеты, покупать мы их будем не за деньги. Цена билета - правильный ответ. Придумайте слова со звуком «С» или «С’»! Кто придумал, получает билет на поезд, проходит, занимает место в поезде (дети получают билеты-символы). Л-д :Билеты есть у всех, пора отправляться в путь. -Наш поезд, едет, колеса стучат Так, так! Так! (3 р) дети отхлопывают ритм -А в поезде, дети тихонько сидят, Так, так! Так! (3 р) -Наш поезд во всю, гудит -Чух, чух-чух! (3р) -Я детей везу, изо всех сил кричу Чух, чух-чух !(3р) Л-д : Вот мы и приехали. Выходите из вагонов. (Дети встают со своих мест) Вот мы и в сказочном лесу! (Включается презентация, слайд №1) Детей встречает Зайка - он грустный. Л-д : Здравствуй зайчик! Почему ты такой грустный? Включается слайд №2 (озвученный) Заяц : У меня беда! Нам в лесной школе задали задание. Ребята , подскажите пожалуйста, с какого звука начинается мое имя? Л-д : Слушайте внимательно : «Зайчик»??? Дети : з-з-з Л-д : А как вы думаете звук «з»- гласный или согласный? Дети : Согласный Л-д : Докажите почему? Дети : Потому, что когда мы произносим звук «з» в ротике преграда и петь их мешают зубки. Л-д : Молодцы. А скажите согласные звуки могут быть какими? Дети : Мягкие и твердые. Л-д показывает картинку, на которой изображен зайчик. Вот в слове зайка- он какой? Дети : твердый Л-д: Правильно. Произнесем этот звук з-з-з (Дети произносят). Показ слайда №3 (озвученный) Л-д : А вот и зайка! Кажется, что-то хочет нам сказать. Послушайте. Зайчик: Мне дали две корзинки и задание. В левую корзинку положить картинки с твердым звуком «з», а в правую корзинку с мягким звуком «з’». Дети выполняют задание (раскладывают картинки по корзинам). Задание проверяется ( корзинки переворачиваются, в левой корзине, картинки с обратной стороны - синего цвета, а в правой-зеленого). Далее включается слайд №4 (радостный зайчик). Зайчик: Спасибо, вам, ребята! Вы, помогли мне выполнить задания! А, сейчас, мне пора возвращаться в школу! До свидания! Л-д : Ну что, ребята, идем дальше? Что же еще нас ждет впереди! Включается музыкальная игра «Мы идем»- дети шагают и останавливаются. Включается слайд №5 (на слайде комарики). Л-д: Посмотрите, да это же комарики. Здравствуйте комарики (они молчат). Почему же? А я кажется догадалась! Это ветерок проказник заколдовал их и они не могут петь свою песенку. Поможем им? Дети : Да. Л-д : нам нужно найти куда ветерок спрятал песенки. Я думаю спрятал он их в слова- картинки. А мы их расколдуем и узнаем, где же находятся эти звуки- в начале, середине или конце слова. Дети разбирают картинки, садятся за столы .(На столах лежат карточки-шаблоны), дети закрашивают нужный квадратик (зеленым или синим карандашом). После этого включается слайд № 6 (комарики озвученные) Комарики: Спасибо вам ребята. Теперь мы можем петь песенку з-з-з,з-з-з. А теперь хотим играть. Л-д : А мы знаем одну очень интересную игру «живые слова» и с удовольствием поиграем в нее. Правда, ребята? Проводится игра «Живые слова» -составляется слово-Козы. Далее включается слайд № 7 (озвученный). Комарики: Ребята, какие вы молодцы! Мы дарим вам за это сундучок! Он поддеревом лежит. До свидания! Л-д : Что же там? Посмотрим? ( в сундучке игрушки на звуки «з» и «З» (значок, змея, зебра, пузырек, резинка, заяц и письмо). Л-д : Да, здесь игрушки, только они заколдованы, ветерок –проказник и здесь побывал, все что в сундучке заколдовал. А вот и письмо от него Читает письмо : « Разделите слова- игрушки на части, и игрушки, которые в сундучке, вы можете забрать с собой в детский сад» Ну, что ребята расколдуем? Дети : да Дети разбирают игрушки! (деление слов на части разными способами на выбор: отбивание мячом, откладывание фишек, отстукивание палочками, откладывание колец от пирамидки, отстукивание на бубне, отрезание ножницами полосок из бумаги). Л-д : Молодцы! Теперь игрушки мы можем взять с собой. Ребята, а нам пора возвращаться снова в детский сад. Вот и поезд нас ждет! (Дети садятся в поезд). Включается веселая музыка. Л-д : Вот и наш дет. сад, наша группа . Вам понравилось наше путешествие? Кому мы помогли? С каким звуком познакомились?
Желаем успехов!
|