Занятия с неговорящими детьми.
Мазунина Р.И.
учитель-логопед высшей квалификационной категории, МАДОУ «Детский сад 140» г. Перми.
Игры с неговорящими детьми строятся поэтапно от вызывания звука до появления речи. Игра первого этапа. Игра: «Песенка Ани». Тема: «Гласные звуки». Цели: 1. Развитие речевых навыков (вызывание гласных звуков). 2.Формирования пассивного и активного словарного запаса. 3. Развитие голоса. 4. Формирование правильного речевого выдоха. Игровой материал: Карточки - с артикуляцией гласных звуков, кукла Аня, липкая лента разной длины, грамзапись. Примерный ход НОД. Грамзапись «детский плач» -Кто-то плачет, кто это? -Это, Аня, она плачет, слезки катятся, грустная она, ей плохо. Пойдем, пожалеем Аню, скажем, какая она хорошая милая, красивая, добрая, и плакать не надо. Как плакала Аня, повтори. А сейчас, преподнеси ладошку к ротику и повтори, А-А-А-А-А-А. Воздух теплый на ладони ощущается. Надо ушки закрыть ладошками и послушать, плач Ани, услышал? Сейчас посмотри в зеркало и произнеси плач Ани. Найди Ане ротик (смайлик), как она плакала. Как может плакать Аня, послушай, А-А-А-А-А-А-А-А – длинно, А-А-А – коротко. Найди длинную лену и спой длинно плач Ани, обращать внимание на вдох через нос, а выдох с гласной через рот. (Молодец!) Найди короткую ленту и спой коротко. (Молодец!), вдох через нос, выдох через рот. Покажем рукой, как длинно (коротко) умеет петь Аня (жест рукой). Это кто? Аня. Как она плакала? А-А-А. Мы Аню успокоили, она не уже не плачет. Аня молодец. А ты, Аню успокоил, спел песенку совсем негрустную, у тебя получилось, ты, МОЛОДЕЦ! Получи приз. Игры второго этапа. Цели: 1. Создание условий. 2. Вызывание и активизация речевого подражания. 3.Формирования пассивного и активного словарного запаса. 4. Развитие голоса. Игровой материал: Домик, мышонок, шнур, сыр. Примерный ход НОД. Это норка. Живет в норке Мышонок. Мышонок маленький, серенький, мягонький. Он пищит: ПИ-ПИ-ПИ. Хочет кушать, будем кормить. Это сыр. Но нет дорожки. Сделай дорогу из шнура. Молодец, ты сделал дорожку, пусть пробежит мышонок. А ты пропищи как мышонок: ПИ-ПИ-ПИ. Мышонок уже у сыра, угости его сыром: АМ-АМ-АМ. А теперь скажи, это кто? (ПИ-ПИ-ПИ) Скажи, как мышонок съел сыр? (АМ-АМ-АМ) Игры третьего этапа. Игра: «Вот наш Бобик, славный пес» Цели: 1.Формирование первых слов. 2. Вызывание речевого подражания. 3.Формирования пассивного и активного словарного запаса. 4. Развитие голоса. Игровой материал: Домик, собачка Бобик. Примерный ход НОД. Вот наш Бобик, славный пес: — Гав! Гав! Хлопаем в ладоши (2 раза); Белый лобик, черный нос указательный жест — показываем на лоб — Гав! Гав! указательный жест — показываем на нос Бобик, Бобик, лапку дай жест «здороваемся» — берем за лапу, трясем ее — Гав! Гав! Хлопаем в ладоши (2 раза); Сядь на коврик и не лай!«тихо» - прижимаем указательный палец к губам — тс-с-с! Игры четвертого этапа. Игра: «Что делают Коля и Оля?» Цели: 1. Переход от слов к словосочетаниям и отдельным фразам. 2. Вызывание самостоятельной речи. 3.Уточнение и расширение пассивного и активного словаря. 4. Развитие голоса. Игровой материал: Куклы Коля и Оля, два домика, картинки изображающих различные действия. Примерный ход НОД. Перед началом игры показать картинки девочки и мальчика, которые играют в мяч. Давай поиграем в интересную игру. Я буду показывать картинки - действия, а ты внимательно посмотри и скажи, чем занят Коля, а чем занята Оля. Коля - сидит, спит, учит, читает, качается. Оля - идет, поет, прыгает, кушает, играет. Игры пятого этапа. Составление рассказа «Белочка и Ёжик». Тема: «Осень» Цели: 1. Обогащение и активизация словарного запаса детей. 2. Совершенствование лексико-грамматического строя речи (понимание и употребление простых – в, на, к, из, за и т.д. и сложных – из-под, из-за и т.д. предлогов). 3. Учить понимать предложения различного типа. А так же принимать активное участие в процессе составления рассказа, договариванием междометий. 4. Развитие мелкой моторики. Игровой материал: Осеннее дерево, белка, ежик, яблоки и т.д. Примерный ход НОД. - «Росла в лесу яблоня (Ах, какая красивая!) К осени созрели на ней плоды (Ох, как много!)» Описание: Из предложенных деталей, ребенок вместе с педагогом собирает дерево - яблоню с плодами. Затем, следует рассказ педагога, о том, как в лесу выросла яблоня и созрели плоды, (т.е. повторение ребенком междометий). -« И к этой яблоне прибежала Белочка (Ой, какая рыжая!). Поднялась на яблоню (Оп па, как высоко!). А яблоки уже созрели (Ай, какие сочные!). И вот в листве кто-то зашуршал (Ш-Ш-Ш). Это был Ёжик (Ф-Ф-Ф)» Описание: По рассказу логопеда, ребенок из предложенных предметов собирает сюжет. Затем, следует рассказ педагога, а ребенком произнесение междометий. -«А Ёжику (Ф-Ф-Ф) тоже захотелось яблок(АМ-АМ-АМ), прибежал(ТОП-ТОП-ТОП) под яблоню, нашел из-под яблони плод, зацепил (УХ) его на спину и очень довольный(А-А-А), своей находке, побежал домой ТОП-ТОП-ТОП». Описание: По рассказу логопеда, ребенок из предложенных предметов собирает сюжет дальше. Затем, следует пересказ из составленной части. Получился рассказ, логопед рассказывает рассказ целиком, ребенок слушает, и произносит междометия.
Желаем успехов!
|