Занятие по развитию грамматического строя речи "Предлог "из-за"
Пономарева Ю.В.
логопед, Уфимская коррекционная школа-интернат №63
| «Предлог ИЗ-ЗА.» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Цели: уточнить пространственное значение предлога из-за, упражнять ребенка в правильном употреблении предлогов, закрепление употребления предлога с, учить составлять разнообразные предложения с предлогом из-за, дифференцировать предлоги из-за и за. Оборудование: сюжетная карточка «Прятки», объемные муляжи животных и птиц, игрушечная мебель. Ход занятия 1.Орг.момент Здравствуй, Лиза. Сегодня на занятии будут гости. Они будут оценивать нашу с тобой работу на занятии, поэтому надо сконцентрировать свое внимание на заданиях и не отвлекаться. 2. Повторение и закрепление материала прошлого занятия. -Вспомни, с каким предлогом мы составляли с тобой предложения на прошлом занятии? ( с предлогом "С") -Внимательно подумай и продолжи предложение с нужным предлогом: Весной сосульки падают......... с крыши. Осенью желуди опадают ........ ..с дуба. После новогоднего праздника игрушки снимают...с елки. 3. Переход к новой теме занятия. А сегодня мы будем с тобой работать с другим предлогом «ИЗ-ЗА», помогать на занятии нам будут курочка Ряба и петушок «Сладкий голосок›› . Только вот где же они? Наверное, опять спрятались от меня... что же делать? Поможешь их отыскать? (находит- за телефоном, за лампой. . .) -Где они прятались? А если бы они сами к нам вышли? -то откуда бы они появились? (ИЗ-ЗА лампы?...) Правильно, если кто-то за чем-то стоял (прятался), а потом оттуда вышел- то К предлогу ЗА впереди добавляется ИЗ (значит движение), и получается предлог ИЗ-ЗА. Ты сидишь за чем? (за столом) А теперь попробуй сделать так(то есть движение), чтобы получился предлог ИЗ-ЗА. Нам помогает семья кого? Почему семья? Кто их детки? (цыплята) Выйди ИЗ-ЗА стола и покорми наших помощников. 4. Пальчиковая гимнастика. Петух с курицей гуляли Наши зернышки клевали И пили водицу Прямо из корытца 5.Закрепление нового материала. -Курочка и наш петушок где живут? Значит, как их можно назвать? (домашние животные или птицы). А каких домашних животных ты еще знаешь? (показ муляжей СОБАКА, КОЗА, ЛОШАДЬ) А домашних птиц? (УТКА, ГУСЬ) - Назови пожалуйста их детенышей? Гуляли вечером домашние животные во дворе. И вдруг услышали страшный вой… Это злой волчище воет... И попрятались со страху все... (куда спряталась собака, лошадь… - Составление предложений с предлогом ЗА и ИЗ-ЗА Спряталась лошадь за дом... - На доме что лежит? (снег) Почему? (зима) А какой месяц зимы сейчас? (январь, первый месяц зимы). Потом появился охотник Булька, застрелил волка и все стали выходить из своих укрытий... 6.Составление предложений и схем предложений. Лошадь вышла из-за дома. Собака вышла из-за дерева. Коза вышла из-за снеговика. Утка вышла из-за сугроба. Гусь вышел из-за елки. Курица с петухом вышли из-за забора. 7. Динамическая пауза Утро встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Посмотрел он вправо-влево, Повороты сделал смело. Пощипал немного пух- И с разбегу в воду плюх! 8.Задание на пространственное восприятие предлогов Внимательно послушай инструкцию к следующей игре: У собаки был … маленький щенок. Отпустила его мама погулять. Гулять он будет непросто, а по клеткам … С красной клетки двигается вверх 3 клетки, а потом - направо 1 клетку… -Где оказался наш щенок? (за елкой) Потом ему 3 клетки направо, откуда он вышел? (из-за елки)… 9.Дифференциация предлогов ЗА, ИЗ-ЗА Игра «Путаница» Я скажу, а ты меня исправь, если неверно и повтори предложение правильно и грамотно. «солнце показалось ЗА туч», «лиса выглянула ЗА дерева», «мяч закатился ИЗ-ЗА шкаф» 10. Повторение предлогов. Работа по сюжетным картинкам. Показать какой предлог употребляется в отношении местонахождении того или иного животного. 11.Итог занятия. -Что сегодня мы с тобой изучали? 12.Оценка деятельности ребенка. Очень хорошо занималась, Лиза, молодец. 13. Домашнее задание. Работа по картинке.
Желаем успехов! |