Занятие по звукопроизношению "Дифференциация звуков [с - з]".
Тютрина Г.А.
учитель - логопед, МАДОУ д/с № 362 г. Челябинска
Тема: Дифференциация звуков [с - з]. Цели: 1. Уточнение артикуляции свистящих звуков. 2.Дифференциация [с - з] на слух и в речи при развитии фонематического слуха. 3.Развитие внимания при выделении заданного звука из слогов, слов. 4.Развитие памяти при запоминании слов на С или 3, при угадывании слов из звуков. 5.Развитие общей моторики. 6.Развитие подвижности органов артикуляции. Оборудование: предметные картинки на С и 3, куклы Соня и Зоя, зеркала. Ход: 1)Артикуляционная гимнастика -для развития подвижности органов артикуляции (накажем язычок, иголочка, качели, часики, толстячки - худышки); -артикуляционная гимнастика для свистящих (накажем язычок, блинчик, заборчик и трубочка губ, горка, катушка, трубочка языка). 2)Организационный момент. - Какое сейчас время года? (зима) - Назовите признаки зимы (идёт снег, на улице холодно, люди одевают шубы, шапки, валенки, солнце светит редко и не греет и т.д.) 3)Объявление новой темы -Какой первый звук в словах - отгадках? Жил-был маленький щенок Он подрос, однако, И теперь он не щенок – А взрослая ...(собака) - Первый звук [с]. Артикуляция [с] - губы на улыбке, зубы "заборчиком", язык широкий лежит за нижними зубами, воздушная струя холодная, течёт по середине языка, горлышко молчит. Звук [с] - согласный, глухой, твёрдый. По полю скачет, ушки прячет. Встанет столбом, ушки торчком. (Зайка). - Первый звук [з]. Артикуляция [з] - губы на улыбке, зубы "заборчиком", язык широкий лежит за нижними зубами, воздушная струя холодная, течёт по середине языка, горлышко "дрожит". Звук [з] - согласный, звонкий, твёрдый. - Чем различаются звуки [с - з]? ("з " - звонкий, "с " - глухой) -Чем похожи звуки? (оба согласные и твёрдые) 4)Дифференциация [с - з] 1.Игра "Диктофончики" – я говорю, а вы точно всё записываете и потом за мной повторяете За - за - са, зы -сы -зы, сэ - зэ - зэ, су -зу - су, са - са - за. 2. Игра "Наоборот" – я говорю звонкий звук З, вы – глухой С, или наоборот: За - са, су - зу, зы - сы, са - за, зо - со, сы - зы, зу - су. Соя - Зоя, сайка -..., сахар - …, суп -..., лиса -..., косы -... 3. Игра "Я начну, а ты закончи" сы или зы: но -..., ва -..., гро -..., ча -..., бере .., бу -... ,та -... 4.Назови лишнее слово - игра "Четвёртый лишний" - санки, забор, сова, сок; - коза, роза, ваза, нос; - самолёт, сумка, звезда, суп. 5.Физ. минутка 6.Подарите подарки Соне и Зое Каждой - свои предметы: кому со звуком [с], а кому со звуком [з] (по предметны картинкам). Слон, стол, зайка, розы, сумка, зонт, стакан, звезда, коза, кастрюля. 7. Игра "Угадай слово" (составить слово из звуков) С, у, п; з, у, б, ы; р, о, з, ы; л, и, с, а. 5) Закрепление звуков в речи. Вспомним скороговорку На скамейку Зоя села Справа - Сева, Слава - слева. Чёткое проговаривание скороговорки. - Как зовут детей в скороговорке? - Какие ещё имена на [с - з] вы можете вспомнить. 6) Итог. В заключении поиграем в игру "Доскажи словечко" Взял дубовых два бруска, Два железных полозка, На бруски надел я планки. Дайте снег. Готовы ...(санки) Просыпаюсь утром рано Вместе с солнышком румяным, Заправляю сам кроватку, Быстро делаю ...(зарядку) На шесте - дворец, во дворце - певец, А зовут его ...(скворец) Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Мчится что есть духу, хвост короче уха Быстро угадай-ка, кто же это? ...(зайка) - На какие звуки начинаются слова "санки", "зарядка", "скворец", "зайка".
Желаем успехов!
|