|
Логопедическое занятие по закреплению артикуляции звука [ш] “Зимние забавы детей”.
Богданова Ю.О., учитель-логопед.
Тема: логопедическая: звук [ш] в тексте
грамматическая: составление предложений с предлогами: в, с, на, у, за,
лексическая: Зима. Зимние забавы детей.
Цели: логопедические:
- воспитание выразительности речи и мимики;
- развитие силы голоса;
-развивать фонематический слух;
- развивать слуховое внимание;
-развивать зрительное внимание;
- продолжить работу по автоматизации [ш] в тексте
- учить детей составлять логически правильные, последовательные, распространенные
предложения с предлогами;
-учить детей практическому употреблению предлогов в речи;
образовательные:
-активизация лексики по теме “Зима”; “Зимние забавы”;
воспитательные:
-воспитание учебных навыков;
-развитие работоспособности;
-воспитание умения слушать своих товарищей.
Оборудование
1.игркшка – плюшевый медведь;
2. Сюжетная картинка по теме “Зимние забавы детей”.
3. 6 звездочек на развитие зрительного внимания
План занятия
1. Организационный момент - 1 мин
2. Развитие общих речевых навыков – 4 мин.
3. Развитие слухового внимания - 4 мин.
4. Развитие фонематического слуха - 4 мин.
5. Лексика – 5 мин.
6. Развитие зрительного внимания – 2 мин.
7. Работа по формированию правильного звукопроизношения – 15 мин.
8. Подведение итогов занятия –2мин
9. . Оценка деятельности детей - 1 мин
10. Организация конца занятия - 0,5 мин.
Ход занятия
|
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
1 |
Организационный момент .
Садитесь ребята! Ножки поставьте ровненько, спинки прямые! Руки положите на стол. Все глазки
на меня! Слушаем меня внимательно. |
Дети стоят у своих парт.
Садятся. |
2 |
Развитие общих речевых навыков.
Ребята, какое сейчас время года?
а) На улице часто метёт метель или пурга. Когда пурга близко, она гудит: у-у-у
(громко), а когда пурга далеко, она тихо-тихо гудит: у-у-у.
Когда я скажу: “Пурга близко!” - вы будете громко гудеть, а когда я скажу: “Пурга далеко”, то
вы будете тихо говорить: у-у-у!
б) Игровое упражнение “Узнай по интонации!”
Каждый ребёнок по очереди изображает больного, сердитого или удивлённого человечка, произнося
с определённой интонацией слова:
Ах! Ах! Ах! (удивляется)
Ох! Ох! Ох! (болеет)
Ай! Ай! Ай! (весёлый)
Ой! Ой! Ой! (сердится)
Образец интонации и мимики детям показывает логопед. |
Ребята говорят: “Наступила снежная зима”.
Дети говорят тихо: у-у-у! По сигналу “Пурга далеко”, и громко - по сигналу: “Пурга
близко”!
Дети по интонации и мимике должны определить, кого изображает их товарищ. |
3 |
Развитие слухового внимания:
Игровое упражнение: “Где звенит колокольчик?”
Дети сидят на стульчиках. Закрывают глаза, а логопед, держа колокольчик, звенит им над детьми
– вверху, под детьми – внизу, слева и справа от детей, спереди и сзади. |
Дети отвечают, где они слышат звон колокольчика.
|
4 |
Развитие фонематического слуха.
Игровое упражнение “Где спрятался Звук?”
Использование полоски и фишки.
Ребята, покажите фишкой на полоске, где спрятался звук [ш] в словах: в начале, середине или
конце слова?
Шар, шум, каша, мушка, камыш, уши, шутка, мишка
. |
Дети фишкой обозначают место звука в слове и отвечают: звук – ш слышится в слове… в конце
(середине, начале) слова.
|
5 |
Лексика.
Составление предложений с предлогами: в, на, с, за, у.
Ребята, посмотрите внимательно на картинку.
Какое время года изображено? Почему вы так думаете? Какой снег? Что дети делают зимой? Ребята,
а теперь будем придумывать предложения по этой картинке с маленькими словечками: в, на, с, у,
за, с.
Повторите, с какими маленькими словечками мы будем составлять предложения?
Послушайте, какие я придумала предложения, а маленькие словечки нужно выделять голосом:
Саша катался на санках.
Боря съезжает с горки.
Серёжа стоит у дерева.
Мальчики съезжают с горки друг за другом.
А теперь вы придумайте свои предложения. |
Дети отвечают полным ответом на вопросы.
с маленькими словечками: в, на, с, у, за, с.
Дети говорят свои предложения, выделяя голосом предлоги. |
6 |
Развитие зрительного внимания.
Ребята, найдите две одинаковых звёздочки. (из 6) |
Дети, нашедшие 2 одинаковых звёздочки поднимают руку и шепчут на ухо логопеду. |
7 |
Работа по формированию правильного звукопроизношения.
а) упр. “шарик”
надули шарик, и лопнул шарик: [ш-ш-ш-ш] (руки через стороны опускаются вниз)
б) Спойте мою песенку:
ша-шо-шу шу-ши-ша
ши-шо-ша ша-шо-ша
шо-шо-шу шу-шо-шу
в) Рассматривание мягкой игрушки: медвежонка.
Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл!
Медвежонка зовут Миша, какая шерстка у медвежонка?
Какого цвета шерсть у медвежонка?
У Мишки большие и любопытные глаза.
Какие глаза у Мишки?
г) Ребята, Миша просит, что бы вы рассказали про него стихотворение:
Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Мишка косолапый по лесу идёт
Шишки собирает
Песенки поёт
Вдруг упала шишка
Прямо Мишке в лоб
Мишка рассердился и ногою: Топ!
Ребята, Мишка пришёл из леса. Он замёрз. Давайте сошьём ему рубашку и штанишки.
Рассказывают стихотворение:
Я рубашку сшила Мишке
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить и конфетку положить.
А теперь мы угостим Мишку обедом:
На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Мишке я перед едой - лапы вымою водой.
Кушай, Миша! Жуй, не спеши!
Поел Миша. Большое спасибо вам говорит Ребята, а у Миши сегодня день рождения. Поздравьте
Мишу с днем рождения!
Ребята, давайте испечем Мише каравай.
Как на Мишин день рождения испекли мы каравай:
Вот такой ширины,
Вот такой ужины,
Вот такой вышины,
Вот такой нижины!
Каравай, каравай кого хочешь, выбирай!
Каравай выбирает медведя.
Наш Миша захотел спать. Давайте уложим его в кроватку и споём ему песенку:
Тише-тише, не шумите!
Медвежонка не будите!
Мишка очень хочет спать!
Мишка лёг уже в кровать
Тише-тише, не шумите!
Медвежонка не будите!
Уложили Мишку спать! А вам пора на прогулку
|
Дети выполняют упр. “шарик” стоя.
. Дети повторяют песенку логопеда.
Медвежонок.
у медвежонка пушистая шерстка
у медвежонка шерсть черного цвета
Дети по желанию рассказывают одно из стихотворений.
Дети отраженно повторяют за логопедом.
Дети по очереди подходят и говорят: Миша! Поздравляю тебя с днём рождения! Желаю тебе счастья,
радости!
Ребята водят хоровод и поют. |
8 |
Подведение итогов занятия.
Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии. Какой звук мы искали? С какими
маленькими словечками придумывали предложения? Какой звук учили хорошо говорить?
|
Дети полным ответом отвечают на вопросы. |
9 |
Оценка деятельности детей.
Все очень хорошо занимались. Придумывали интересные предложения с маленькими словечками:
в, на, с, у, за. Отлично отыскивали звук – ш в словах. Молодцы все! |
|
10 |
Занятие окончено! Все свободны! До свидания! |
Ребята все встают со своих мест. Прощаются и уходят. |
Желаем успеха! | |