|
Использование элементов мнемотехники при знакомстве с буквами дошкольников,
имеющих тяжелые нарушения речи.
Зайцева Е.С., учитель-логопед
ГДОУ д/с №99 Выборгского района г.Санкт-Петербурга.
Особое место в коррекционной работе с детьми логопедической
группы занимает развитие у дошкольников фонематических функций. Несмотря на то, что
перед педагогами ДОУ не ставится задача научить
детей читать, логопеды параллельно с развитием фонематического восприятия, анализа и
синтеза включают в занятия знакомство с буквами. Это позволяет подключить к работе
не только слуховой, но и зрительный, и тактильный анализаторы. Важно отметить, что
эта работа помогает ребенку с речевой патологией избежать многих ошибок при обучении чтению в начальной школе. Ведь не секрет, что
большинство детей, у которых есть или были речевые нарушения, часто испытывают
большие трудности в узнавании букв, их запоминании, слиянии в слоги, дифференциации
на гласные и согласные и т.д.
В настоящее время существует много азбук и учебников для
дошкольников, в которых предлагаются различные варианты ознакомления, как с самой
буквой, так и их последовательностью. Очень часто предлагается заучивать с ребенком
стихи, в которых встречаются слова на изучаемую букву, например: Аппетитный АнАнАс
АфрикАнец вёз для нАс (Н. Лунина “Книжка-учишка для маминой малышки”) или
описывающие элементы буквы: Палочка и палочка, между ними галочка… (“Праздник
букваря”), картинки. Все это очень важно, но зачастую оказывается недостаточно, т.к.
ребенок, заучив стишок, может его рассказать без запинки, а саму букву, её название
вспомнить не может.
В своей работе с первых недель подгрупповых и индивидуальных
занятий, параллельно с работой над упражнениями общей артикуляционной гимнастики,
начинаю знакомить ребят с гласными буквами (а, у, о, и, ы, э). Акцент делается на
артикуляцию и то, что воздух проходит свободно. Это повторяется на каждом занятии с
опорой на схематичное изображение губ и воздушной струи. В занятия включаются
элементы мнемотехники, ребенок контролирует положение губ в зеркале, проговариваются
двустишия.
Приведу образцы двустиший, которые я использую при работе над
гласными буквами (звуками).
А Рот откроем широко,
Пропоем мы “А” легко.
У Длинный хвост у буквы “У”
Губки вытянем в трубу.
О “О” на обруч так похожа,
Губки кругленькие тоже.
И Улыбнулись широко,
“И-и-и” запели мы легко.
Ы Буква “ы” вдруг рассердилась
И за палку ухватилась.
Э Приготовилась дразниться буква с длинным язычком:
“Э”, так делать не годится!”. Будет стыдно ей потом.
Обязательно сопровождаем каждое двустишие показом схематичного
изображения положения губ, затем вместе с ребенком (перед зеркалом) находим нужное
положение губ и поём нужный звук.
По мере изучения отрабатываются различные сочетания гласных букв,
а также используются “звучащие дорожки” при работе с которыми подключается мелкая
моторика ребенка, отрабатывается плавный длительный речевой выдох и модуляция
голоса.
При знакомстве ребенка с согласными буквами, я больше опираюсь на
зрительное восприятие ребенка и создание ассоциаций, на что похожа буква. Важно
помнить: буква легче запоминается, если есть зрительный образ того, на что похожа
данная буква и название этого образа начинается с того же звука! В большинстве
случаев этого оказывается достаточно, для того, чтобы ребенок быстро запомнил новую
букву, но с некоторыми детьми необходимо выучить двустишие. Здесь также используются
элементы мнемотехники (схематично изображаем ассоциацию), мелкая моторика (ребенок
печатает букву и картинку, на что она похожа), подключаем к работе зрительный,
слуховой анализаторы, идет работа над развитием фонематических функций и т.д.
Последовательность изучения согласных звуков и букв может быть
различной, но лучше начинать работу с тех, произношение которых не нарушено. Если
ребенок научился правильно произносить звук, хотя бы изолированно, то можно
знакомить воспитанника с буквой его обозначающей. Это позволяет не только сразу
правильно произносить звук, обозначающий букву, но и дает дополнительные возможности
для лучшей автоматизации его в слогах и словах, т.к. подключаются к работе как
фонематических слух, слуховое внимание ребенка, так и зрительный анализатор, мелкая
моторика. Таким образом, происходит не только скорейшее запоминание буквы, но и
успешная автоматизация данного звука.
При знакомстве детей с согласными буквами использую следующий
материал.
Н “Н” - нитки на катушке
Нужны чтоб шить игрушки. (Показ схематичного изображения
буквы “Н” в виде ниток на катушке)
С Смотри, дружочек,
“С”- сыра кусочек.
К “К” - клюв открыла словно
птица,
Комаром чтоб угоститься.
Д Буква “Д” - просторный дом,
Т “Т” - труба на доме том.
Л “Л” - лесенка как лесенка,
По ней шагаем весело.
В “В” - две вкусные ватрушки
Для тебя и для подружки.
П В полочку вдруг буква “П”
превратилась
И на стене она очутилась.
М Висячий мост, где речка,
Услышь на “М” словечко.
Р “Р” - рожки крутые, резные,
витые.
З Замочек отворился,
В букву “З” он превратился.
Б Буква “Б” с большим брюшком
Ходит медленно пешком.
Г Загнулся гвоздик - не беда,
Увидим букву “Г” тогда.
Ч Буква в цифру превратилась
И четверка получилась.
Ш “Ш” - у шиповника шипы,
С шипами лучше не шути.
Ж “Ж” словно жук на ветке,
Жука нашли вы, детки?
й “Ай” – укололись, “Ой” –
уронили,
“Эй” - закричали, “й” - мы узнали.
Х Хохотушка “Х” хохочет,
Рассмешить нас очень хочет.
Ц Царапается буква “Ц”
С коготочком на конце.
Щ “Щ” - на щеточку похожа,
Есть щетинки, ручка тоже.
Ф Мы фонарики зажжем,
Букву “Ф” с тобой найдем.
Е Буква “Е” все ела, ела,
Ежевичку не доела.
Ю Юла поплясала, устала, упала
И очень похожа на “Ю” она стала.
Я “Я”, выставляя ножку, шагает по дорожке,
Она собой гордиться и якать не стыдиться.
Ё Бежит колючий ёжик,
На букву “Ё” похожий.
Желаем успехов!
| |