|
К вопросу преодоления нарушений письменной речи у детей с особыми образовательными потребностями.
Варнавская М.В., учитель-логопед, ОСШ. № 25 г. Караганда.
Дети с ЗПР составляют пограничную группу учащихся, требующую внимания, как со стороны педагогов, так и со стороны дефектологов.
Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей. Углубленное психолого-педагогическое изучение таких детей, проводившееся В.И. Лубовским, Т.А. Власовой, Н.А. Цыпиной, С.Г. Шевченко, выявило характерные особенности их высшей нервной деятельности и по-знавательных процессов: замедленность переработки сенсорной информации, снижение работоспособности, неполноценность пространственного анализа, зрительно-моторной координации.
Особенности познавательной деятельности, психофизического развития детей с ЗПР изменяют процесс овладения ими речевой функцией, определяют своеобразие их речевого развития: речевую инактивность, ограниченность словаря, бедность грамматических кон-струкций, затруднения продуцирования развернутого высказывания.
Опыт показывает, что недостаточность аналитико-синтетической деятельности, психомоторного развития приводит не только к своеобразию речевого развития детей данной категории, но и в некоторых случаях к нарушению различных сторон речи, отдельных ее компонентов. Причем дефекты речи у детей с ЗПР проявляются на фоне недостаточной сформированности когнитивной сферы, связаны с особенностями их психофизического развития.
В условиях школьного логопедического пункта особую важность приобретает дифференциальная диагностика, поскольку учитель-логопед оказывает коррекционную по-мощь как школьникам, не имеющим интеллектуальных нарушений, так и детям с задерж-кой психического развития. Как известно, дети с ЗПР требуют иного нешаблонного под-хода в коррекционной работе.
В связи с этим столкнулись с необходимостью изучения особенностей проявления нарушений устной и письменной речи учащихся с ЗПР и нормально развивающихся школьников.
В результате нашего исследования были выявлены следующие особенности психо-речевого развития школьников обеих групп, представленные в таблице:
Дети с ЗПР |
Дети с дисграфией без интеллектуальных нарушений |
Письменная речь |
Низкий темп письма; плохой почерк; боль-шое количество орфографических ошибок, связанных с неумением применить правила; смешение букв по кинетическому сходству; нарушения отграничения речевых единиц; в большей мере характерно проявление вставок и перестановок, пропусков и замен. |
Наблюдаются лишь отдельные проявления дисграфии; более высокий темп письма; меньшее количество ошибок по кинетическому сходству. |
Устная речь |
Большинство детей имеют ОНР III уровня и ФФН; бедный словарный запас; используемые фразы просты и аграмматичны; предложения со сложными падежными конструкциями не употребляют; часто встречаются нарушения звукопроизношения, не характерные данному возрасту, которые с трудом поддаются исправлению. |
Затрудняются в построении предложений со сложными падежными конструкциями; нарушения звукопроизношения характерны для данного возраста и хорошо поддаются исправлению. |
Зрительно пространственная ориентировка |
Ориентировка в пространстве затруднена, опираются на знакомые признаки. Ориентировка в пространстве листа сильно затруднена, действия выполняются только с посторонней помощью или с опорой на предметы. |
Ориентировка в пространстве не вызывает затруднений. Ориентируясь в пространстве листа, испытывают небольшие затруднения только при наличии оптических замен |
Память |
Объем памяти находится на нижней границе возрастной нормы, образная память в норме, наиболее поражена словесно-логическая память. Приемами рационального запоминания не владеют. |
Соответствует возрастной норме, не запоминают несущественных деталей, или схематично изображенных предметов, проявляют попытки рационального запоминания |
Внимание |
Рассеянное, характерна быстрая утомляемость. Не способны длительное время сконцентрироваться на выполнении задания. |
Нарушения внимания минимальны. |
Отношение к нарушению письма |
Не осознают количества, допускаемых ошибок, претендуют на высокую оценку. Учебная мотивация низкая, желание исправить нарушения письма не проявляют. |
Большинство осознают свой дефект, делают попытки его исправить, или замаскировать ошибки мелким почерком и т.д. |
Таким образом, выявленные данные дифференциальной диагностики позволяют учителюлогопеду верно спланировать и спроектировать коррекционно-развивающую работу с разными категориями учащихся, а также более точно прогнозировать итоги работы.
Опираясь на результаты исследования, были сформулированы рекомендации, позволяющие скоординировать действия всех специалистов коррекционно-развивающего обучения школы: учителя-логопеда, педагога-психолога, педагога-дефектолога, врача-психоневролога.
- В начале обучения в классе КРО планировать более длительные сроки на изучение и закрепление образа буквы, что будет способствовать снижению количества смешений букв по кинетическому сходству.
- Более продолжительное время уделять закреплению орфографических правил и обучению их применению на письме.
- Темп письма в классе, по возможности, должен учитывать индивидуальные особенности детей, т.к. им часто не хватает времени на выписывание каждой конкрет-ной буквы.
- Проводить упражнения на развитие пространственной ориентировки (на месте, в схеме собственного тела и тела напротив стоящего), что будет способствовать со-кращению количества ошибок.
- Необходимо обучать детей с ЗПР приемам рационального запоминания, развивать слуховую и зрительную память, другие высшие психические функции.
- Регулярные занятия с психологом помогут сформировать адекватную самооценку, положительную учебную мотивацию и стремление преодолеть имеющиеся нару-шения.
- Своевременное проведение лечебно-профилактической работы, курсов медикаментозной терапии учащихся с особыми образовательными потребностями.
Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что тесное сотрудничество учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя–дефектолога, врача-психоневролога, направленное на устранение недостатков психического и речевого развития, позволяет делать положительный прогноз обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в условиях массовой школы.
Литература.
- Р.И. Лалаева «Нарушение чтения и письма у младших школьников» Ростов-на-Дону «Феникс».
- Л.Н. Вершинина, Е.И. Ипкаева «Совместная работа психолога и логопеда в классах КРО» - "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития" № 4 2006г.
Желаем успехов! | |