|
Методические рекомендации учителям-логопедам “Создание условий для формирования
эмоциональной лексики у детей с тяжелыми нарушениями речи”.
Морина И.А., учитель-логопед, г.Хабаровск.
Дети с тяжёлыми нарушениями речи менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда
способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. В
речи детей чаще преобладает общеупотребительная лексика, трудности вызывает эмоциональная
лексика, отражающая индивидуальные особенности человека.
Исходя из этого, особую важность необходимо придать созданию условий для
формирования эмоциональной лексики у детей с тяжелыми нарушениями речи, в первый год
обучения.
В этот период очень важно создать такие условия, чтобы каждый ребёнок мог выразить
себя в кругу сверстников:
- создание в классе, группе атмосферы, добра, покоя, любви;
- создание специальной среды в группе организация “уголка уединения”;
- расположение игр, игрушек, книг и пр. (для проявления у ребёнка положительных эмоций,
становления его социального опыта);
- оформление класса, группы (демонстрационный и раздаточный материал, дидактические игры,
“уголок - эмоций”); -
- эмоционально окрашенная речь педагога;
- проведение динамических пауз/физкультминуток;
- использование метода стретчинг (игровые ситуации, задания, упражнения имитационного
характера);
- проведение релаксации (снятие мышечных спазмов, восстановление энергетического баланса в
организме, восстановление психо – эмоционального равновесия, обеспечение общего
оздоровления);
- проведение коммуникативных игр (комплексное воздействие на развитие речевых, психических
и физических навыков детей);
- организация сюжетно – ролевых игр, включающие разноплановые жизненные ситуации;
- проведение игр на прогулке (подвижные игры);
- использование элементов сказкотерапии с импровизацией;
- драматизация сказок;
- слушание танцевальной музыки из оперетт П. И. Чайковского “Времена года”, и др.;
- слушание релаксационной музыки, (“звуки природы” и др.);
- изображение в рисунке эмоциональных состояний героев; -
- чтение художественной литературы.
Используемая литература:
1. Л.Ф. Нагорная Логопедические проблемы детей дошкольного возраста. Творческий Центр,
Санкт – Петербург 2009г.
2. Ю.Г. Гаркуша, Н.А. Бородкина Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном
возрасте. Методическое пособие АЙРИС ПРЕСС Москва 2005г.
Смотрите также:
Формирование эмоциональной лексики у детей
старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности.
Игры для развития эмоционально-речевой
сферы.
Желаем успехов! | |