Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (II-III уровня) по
теме «Употребление слов - синонимов».
Морина И.А, учитель-логопед, г. Хабаровск.
Направление: “Познавательно – речевое развитие”.
Цель: Дети научатся или получат возможность распространять
предложения, при помощи слов синонимов.
Задачи:
- Уточнить эмоциональные состояния радости, грусти, злости, испуга,
удивления.
- Формировать умения детей подбирать слова – синонимы.
- Учить детей распространять предложения, используя слова синонимы, применяя графический
приём и приём цветообозначения.
- Формировать у детей умения передавать заданное эмоциональное состояние, используя
мимические, пантомимические средства.
- Упражнять детей в построении предложения соблюдая его структуру.
- Развивать у детей самостоятельность, ответственность.
Оборудование:
- Изображения на слайдах: котик - весёлый, грустный, испуганный, злой, удивлённый;
котик и мяч; котик и сюжетная картинка; котик и животные, птицы, насекомые; котик и письмо;
котик весёлый;
- Пиктограммы для заданий: “Кто больше придумает слов приятелей”; “Составление предложения
по картинке”; “Изображение в движении животных, птиц, насекомых с разными эмоциями”;
Задание “Сломанное предложение”;
- Атрибуты для игры: “Кто больше придумает слов – приятелей (мяч);
- Сюжетные картинки, пиктограммы, цветообозначения для задания:
“Составление предложения по картинке”;
- Атрибуты для задания: “Сломанное предложение” - конверт, письмо;
- Атрибуты для сюрпризного момента: сундучок, мячики.
Предварительная работа: Изучение и уточнение с детьми эмоциональных состояний
радости, грусти, злости, испуга, удивления. Рассматривание предметных картинок,
пиктограмм, фотографий. Чтение стихотворений, потешек, пословиц, загадывание загадок.
Использование приёма соотнесения эмоционального состояния с определённым цветом (цветные
карточки). Игры, направленные на развитие мимики и пантомимики. Ознакомление с
эмоциональными состояниями через восприятие классической и популярной музыки. Задания,
направленные на дифференциацию эмоциональных состояний.
Интеграция образовательных областей:
“Познание”, “Коммуникация”, “Здоровье”, “Социализация”.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
(Дети сидят полукругом на стульчиках. В центре перед детьми, фланелеграф и доска).
Логопед: Давайте вспомним, какие эмоциональные состояния вы уже знаете? (радость, грусть,
злость, испуг, удивление).
(Логопед выкладывает на фланелеграфе пиктограммы с разными эмоциями после ответов
детей).
Логопед: Молодцы, правильно назвали и вспомнили эмоции.
2. Дети стоят полукругом перед экраном. (Слайд 1 “Котик весёлый”).
Логопед: Сегодня к нам в гости пришёл котик Тимка. У него тоже бывает разное настроение,
послушайте.
Ловит рыбку Тимка – кот:
- Ой! – кричит. – Клюёт! Клюёт!
Рад котёнок и не зря,
Ведь поймал он пескаря!
Логопед: Какое настроение у котёнка? ( У котёнка весёлое настроение.)
Логопед: Какую эмоцию он выражает? (Радость)
Логопед: Почему он радуется? (Потому что поймал рыбку).
Логопед: Изобразите эмоцию радость. (Дети изображают радость).
Логопед: Молодцы, правильно изобразили эмоцию.
На экране (Слайд 2 “Котик грустный).
Логопед: Грустно Тим вздыхает: - Мяу!
Дома я сижу три дня – у …
Потому что день за днём
Льётся дождик за окном.
Логопед: Какое настроение у котёнка? (У котёнка грустное настроение).
Логопед: Какую эмоцию он выражает? (Грусть).
Логопед: Почему он грустит? (Потому что идет три дня дождь, гулять на улице нельзя).
Логопед: Правильно, молодец. Изобразите ребята на своём лице эмоцию грусть. (Изображают
грусть).
Логопед: Молодцы.
На экране (Слайд 3 “Котик испуганный”).
Логопед:
- Ой! Зажмурил Тим глаза, -
Там, на улице, гроза!
Влез котёнок под кровать
И от страха стал дрожать.
Испугался Тимка, ждёт –
Ну, когда гроза пройдёт?
Логопед: Какой сейчас котёнок? (Котёнок испуганный).
Логопед: Какую эмоцию он выражает? (Испуг).
Логопед: Правильно испуг. Почему котёнок испуганный? ( Котёнок испуганный, потому что
боится грозы).
Логопед: Правильно, котёнок испугался грозы, ему страшно. Изобразите эмоцию испуг. (
Изображают эмоцию испуг).
Логопед: Молодцы.
На экране (Слайд 4 “ Котик злой”).
Логопед: Посмотрите на картинку и послушайте.
На кого наш Тим шипит?
Почему он так сердит?
Дыбом шерсть и хвост трубой…
Тимка, что это с тобой?...
Он в ответ: - Щенок из миски
Хочет утащить сосиски!
Логопед: Какой теперь котёнок Тимка? (Злой, сердитый).
Логопед: Правильно, молодец. Какую эмоцию он выражает? (Злость (гнев)).
Логопед: Верно, молодец.
Логопед: Почему котёнок сердитый? ( Потому что щенок хотел из миски утащить его
сосиски).
Логопед: Правильно, молодец. Изобразите эмоцию гнев злость. (Изображают эмоцию злость).
Логопед: Молодцы.
На экране (Слайд 5 “Котик удивлённый”).
Логопед: Посмотрите на картинку и послушайте дальше.
Как – то Тим гулял зимой,
Весь в снегу пришёл домой,
В зеркало глядится кот
И себя не узнаёт.
Удивлённо Тим сказал.
- Ой, снеговиком я стал!
Логопед: Какой теперь Тимка? (Тимка удивлённый).
Логопед: Правильно, молодец. Какую эмоцию он выражает? (Удивление).
Логопед: Почему котёнок удивлённый? (Потому что котёнок пришёл с прогулки белый, как
снеговик).
Логопед: Молодец, правильно. Изобразите эмоцию удивление.
(Изображают удивление).
Логопед: Молодцы.
(Дети сидят полукругом на стульчиках. В центре перед детьми стоит
фланелеграф и доска).
3. Логопед: Вы хотите узнать, чем мы будем заниматься на занятии? (Да).
Логопед: Мы будем продолжать подбирать слова – приятели к словам: грустный, весёлый,
удивлённый, злой, испуганный. (На доске логопед выкладывает пиктограмму с эмоциональными
состояниями радости, грусти, испуга, удивления, злости).
Будем учиться составлять предложения по картинке. Подбирать соответствующую пиктограмму,
выкладывать столько цветных полосок, сколько слов приятелей. ( Логопед выкладывает на доске
пиктограмму – схема предложения).
Будем изображать в движении животных, птиц, насекомых с разными эмоциями. (Логопед
выкладывает на доске пиктограмму с животными, птицами, насекомыми).
Будем выполнять задание “Сломанное предложение”. (Логопед выкладывает на доске
пиктограмму – схема предложения (расположенные слова не по порядку)).
Логопед: Котик Тим приготовил для вас интересные задания и игры.
На экране (Слайд 6 “Котик и мяч”). (Дети стоят в кругу).
Логопед: Посмотрите, Тимка принес для вас мяч, и предлагает поиграть в игру “Кто больше
придумает слов - приятелей”. Подберите как можно больше слов – приятелей (обращается к
первому ребёнку), к слову грустный. ( Печальный, унылый, расстроенный).
Логопед: (Обращается ко второму ребёнку) Весёлый. (Радостный, счастливый, задорный).
Логопед: (Обращается к третьему ребёнку) Испуганный. (Напуганный, перепуганный).
Логопед: (Обращается к четвёртому ребёнку). Злой. (Недобрый, недоброжелательный,
жестокий). Логопед:
(Обращается к пятому ребёнку). Удивлённый. (Ошеломлённый, изумлённый, потрясённый).
Логопед: Молодцы ребята, с заданием справились. Что мы с вами делали? (Подбирали слова –
приятели). Логопед: Даниил,
найди карточку с таким заданием. (Ребёнок находит карточку).
Логопед: Молодец, правильно нашёл карточку. Ребята, любимая игрушка котика – мячик. За
первое выполненное задание котик вам дарит его. (Логопед на полку кладёт мячик).
Посмотрите, Тим принёс для вас картинки.
На экране (слайд 7 “Котик и сюжетная картинка).
Логопед: Мы сегодня научимся составлять предложения по картинке со словами приятелями.
(На фланелеграфе сюжетная картинка).
Посмотрите на картинку, определите эмоциональное
состояние героев. Подберите пиктограмму и найдите соответствующую полоску по цвету. (Ребёнок
выполняет задание).
Логопед: Саша, какое эмоциональное состояние героев? (Грустное).
Логопед: Подбери как
можно больше слов приятелей к слову грустный, выложи столько цветных полосок, сколько слов
ты назовёшь. (Выкладывает 3 бирюзовые полоски). (Печальный, унылый,
расстроенный).
Логопед: Саша, молодец. Составь предложение по картинке с данными словами.
(Печальный, унылый, расстроенный щенок сидит на улице один).
Логопед: Молодец, красивое предложение.
(Логопед на фланелеграфе выкладывает 2- ю картинку). Алина, определи эмоциональное
состояние героев на картинке. Подбери пиктограмму, найди соответствующую полоску по цвету.
Назови эмоцию и цвет. (Ребёнок выполняет задание). (Удивление, салатовый цвет).
Логопед: Подбери как можно больше слов приятелей к слову удивлённый, выложи столько
цветных полосок, сколько слов ты назовёшь. (Изумлённый, ошеломлённый,
потрясённый). (Выкладывает 3салатовые полоски).
Логопед: Составь предложение с данными словами. (Потрясённый, ошеломлённый, изумлённый
мальчик увидел на клумбе крота).
Логопед: Алина, молодец.
(На фланелеграфе 3 –я сюжетная картинка).
Логопед: Лида, определи эмоциональное состояние героев на картинке. Подбери пиктограмму и
найди соответствующую полоску по цвету, назови эмоцию и цвет. (Ребёнок выполняет задание).
(Эмоция радость, цвет синий).
Логопед: Ребята, Лида правильно
выполнила задание? (Да).
Логопед: Какие дети на картинке? (Радостные).
Логопед: Подбери как можно больше слов приятелей к слову радостные, выложи столько цветных
полосок, сколько слов ты назовёшь. (Весёлые, счастливые, задорные).
(Выкладывает 3синие полоски на фланелеграфе).
Логопед: Молодец, составь предложение с
данными словами. (Весёлые, счастливые, задорные ребята танцуют на
новогоднем празднике).
Логопед: Очень красивое предложение Лида
составила, молодец.
(На фланелеграфе 4 – я сюжетная картинка).
Логопед: Андрей, определи эмоциональное состояние
героев на картинке. Подбери соответствующую пиктограмму и найди соответствующую полоску по
цвету, назови эмоцию и цвет.
(Ребёнок выкладывает на доске цветную полоску и пиктограмму). (Эмоция
злость, цвет красный).
Логопед: Молодец, какой мальчик на картинке изображён? (Злой).
Логопед:
Подбери как можно больше слов приятелей к слову злой, выложи столько цветных полосок,
сколько слов ты назовёшь. (Разгневанный, недобрый, жестокий). (Выкладывает 3 красные
полоски).
Логопед: Молодец, составь предложение с данными словами по картинке. (Жестокий,
недобрый, разгневанный мальчик бьёт котёнка).
Логопед: Молодец, хорошее предложение составил Андрей. Ребята, можно обижать животных?
(Нет).
Логопед: Конечно, животных обижать нельзя, они наши братья
меньшие. Все дети справились с заданием.
(На фланелеграфе 5 – я сюжетная картинка).
Логопед: Артём, определи эмоциональное состояние героев на картинке. Подбери
соответствующую пиктограмму и найди соответствующую полоску по цвету, назови эмоцию и цвет.
(Ребёнок выкладывает
на фланелеграфе цветную полоску и пиктограмму). (Эмоция испуг, цвет оранжевый).
Логопед: Молодец, какие дети на картинке изображены? (Дети испуганные).
Логопед: Подбери как можно больше слов приятелей к слову испуганные, выложи столько цветных
полосок, сколько слов ты назовёшь.
(Напуганные, перепуганные). (Выкладывает 2 оранжевые полоски).
Логопед: Молодец, составь предложение с данными словами по картинке.
(Напуганные, перепуганные дети смотрят на молнию).
Логопед: Артём, молодец.
Все дети справились с заданием. Что вы сейчас делали? (Составляли предложения со словами
приятелями). Саша, найди карточку с таким заданием. (Ребёнок находит карточку).
Логопед: За второе задание Тим нам ещё дарит мячик. (Логопед на полку кладёт 2-й
мячик).
4. Дети стоят полукругом перед экраном. На экране (слайд 7 “Котик Тимка и
картинки: животные, птицы, насекомые”).
Логопед: Посмотрите, Тим придумал для вас ещё интересное задание. И он мне сказал, что
это задание вас научит выполнять Лида. Слушайте её внимательно. Сейчас вы будите изображать
в движении животных, птиц, насекомых с разными эмоциями. ( “Ребёнок - учитель” проводит
задание). (Встаньте в
круг, повернитесь друг за другом). (Дети выполняют команду).
(Изобразите печального ослика). (Дети изображают в движении печального ослика). (Молодцы,
справились с заданием. Покажите весёлую бабочку). (Дети изображают весёлую бабочку).
(Молодцы, правильно выполнили задание. Покажите испуганного зайчика). (Дети изображают
испуганного зайчика). (Молодцы ребята, справились с заданием. Покажите злого волка).
(Дети изображают злого волка). (Молодцы, правильно изобразили.
Покажите удивлённую сову). (Дети изображают удивлённую сову).
(Молодцы, все старались, выполняли правильно).
Логопед: Что вы делали? (Изображали животных, птиц, насекомых в движении).
Логопед: Андрей, найди карточку с таким заданием и покажи. (Ребёнок
находит карточку).
Логопед: Молодец. За третье задание Тим нам ещё дарит мячик. (Логопед на полку кладёт 3-й
мячик).
5. На экране (слайд 8 “Тимка и конверт”).
Логопед:
Посмотрите ребята, Тимка принёс письмо. (Логопед открывает конверт с письмом). Но по
дороге что – то случилось и слова рассыпались. Предложения прочитать невозможно. Помогите
составить правильно предложения. ( Логопед зачитывает письмо).
Ребята, весёлый, выбежать, на, улица. (Весёлые ребята выбежали на улицу).
Логопед: Молодец, правильно составила Саша предложение.
Грустный, львица, сидеть, озеро, около. (Грустная львица сидит около озера).
Логопед: Молодец, правильно составила Лида предложение.
Щенок, видеть, удивлённый, бабочка. (Удивлённый щенок увидел бабочку).
Логопед: Молодец, правильно составил Андрей предложение.
За, бежать, волк, злой, заяц. (За зайцем бежал злой волк).
Логопед: Молодец, правильно составил Артём предложение. Что вы сейчас делали? ( Мы
составляли правильное предложение).
Логопед: Лида, найди карточку с таким заданием. (Ребёнок находит карточку).
Логопед: Молодец, правильно нашла карточку. За то, что вы правильно выполнили задание.
Тимка подарил вам ещё мячик. (Логопед на полку кладёт 4-й мячик).
6. Итог занятия
Логопед: Что вы делали сегодня на занятии сначала? (Подбирали слова приятели к словам
грустный, весёлый, злой, удивлённый, испуганный).
( Логопед показывает на доске пиктограмму с эмоциями).
Логопед: Правильно, молодец Саша. Ребята что вы делали потом? (Учились составлять
предложения по картинке со словами приятелями).
Логопед: (Показывает на доске пиктограмму схема предложения). Молодец Лида, сегодня на
занятии вы учились составлять предложения по картинке со словами приятелями. Что вы потом
делали на занятии? (Выполняли в движении
животных, птиц, насекомых с разными эмоциями). (Логопед показывает на доске пиктограмму
“Животные, птицы”).
Логопед: Молодец Андрей. Что вы делали потом? (Мы играли в игру “Сломанное
предложение”).
(Логопед показывает на доске пиктограмму - схема предложения (расположенные слова не по
порядку).
Логопед: Правильно, молодец Артём. Вы составляли правильное предложение. Что вам
понравилось на занятии? (Ответы детей). Логопед: Что было
трудным для вас? (Ответы детей).
(На экране слайд 9 “Котик Тимка улыбается).
Логопед: Тимка вас благодарит, всем спасибо говорит.
Давайте посчитаем, сколько мячей вам подарил Тим за выполненные задания. (Дети считают
мячики). (4-е мячика).
Логопед: Мы с вами тоже поиграем с мячиками в группе и на занятии. Спасибо Тим тебе за
интересные задания и подарки. Спасибо вам ребята.
Желаем успеха!
|