|
Пальчиковый игротренинг в системе логопедической работы с детьми
дошкольного возраста.
Цыганок И.Ю.,учитель-логопед,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад
компенсирующего вида № 156” г.Краснодара.
Подавляющее большинство публикаций (М.М.Кольцовой,
М.С.
Рузиной, А.В. Цвынтарного и др. авторов) посвящено формированию и
совершенствованию мелкой моторики ребенка обычными упражнениями,
тогда как вопросы использования нетрадиционных материалов в развитии
мелкой моторики не нашли должного изучения.
Однако, пальчиковый игротренинг с использованием
подручного
материала является эффективным способом развития следующих функций :
- коррекции речи детей (дело в том, что в головном
мозге человека центры,
отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко.
Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие
отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за
речь);
- тактильной чувствительности и
сложнокоординированных движений
пальцев и кистей рук (этого помогают добиться упражнения с
перекатыванием карандаша, выкладывания узора из бусин);
- пространственно-образное мышление и творческие
способности (поскольку
речь и мышление тесно связаны между собой, то, словесно-логическое
мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной
нормы. Соответственно на ряду с развиваем моторных и речевых навыков,
у
детей развиваются и психические процессы. Этому способствуют игры с
мелкими предметами.)
Конечно же, основной целью использования
нетрадиционных
материалов в пальчиковом игротренинге является развитие мелкой
моторики
рук детей, но если посмотреть глубже, то предметы, которые применяют
дети, могут являться и инструментом для обучения детей экологическим
и
познавательным задачам. Дети знакомятся со свойствами предметов, с
их
происхождением, с внешними особенностями, узнают о пользе природного
материала для людей, устанавливать причинно - следственные связи.
Некоторые материалы представляются детям в другом свете, позволяют
выполнять определенные упражнения по оздоровлению собственного
организма (СУ- Джок, упражнения с крупами, семенами). Тем самым
использование данного метода позволяет педагогу заложить прочные
основы хорошего здоровья, гармоничного развития.
Помимо этого, такие игры создают благоприятный
эмоциональный фон,
развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать
смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Проведя аналитический сбор информации в нашем детском
саду была
поставлена задача развивать моторные навыки с помощью пальчикового
игротренинга, при этом используя в нем разнообразные нетрадиционные
материалы.
Это обосновано тем, что в этом возрасте (4 - 5 лет) у
детей происходит
ознакомление с окружающим миром, они учатся использовать
приобретенные навыки мелкой моторики в повседневных действиях
(например, во время еды и одевания), то тактильное знакомство с
предметами будет очень им полезно. Кроме того, настает черед обучения
тем
видам деятельности, которые требуют более координированной работы
мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев (особенно большого) и
запястий, в частности, рисования и письма. В этом возрасте ребята
учатся
поворачивать запястье, открывая винтовые крышки, краны в ванной
комнате,
держать тремя пальцами карандаш (щепотью), поэтому предметы для
работы могут быть самыми разнообразными. Основной их принцип -
помогать в развитии мелкой моторики рук.
Методика проведения игротренинга: в начале недели
логопедом с
детьми разучивается пальчиковая гимнастика с использованием
нетрадиционных материалов. Оптимальный вариант использования -
середина занятия. Именно в этой части занятия пальчиковый
игротренинг
предлагается детям для переключения на другой вид деятельности,
повышения работоспособности, снятия нагрузки. Сочетание манипуляции
с
предметами и речевым сопровождением в стихотворной форме, позволяет
достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на
развитие пальцевой моторики в занятия, играет положительную роль в
коррекционном обучении детей с нарушением речи. Это позволяет:
*Регулярно опосредовано стимулировать действия
речевых зон коры
головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи
детей.
*Совершенствовать внимание и память - психические
процессы тесно
связанные с речью.
*Облегчить будущим школьникам усвоения навыков письма.
логопеда, контролирует правильность выполнения
(четкое произнесение
слов, точность выполняемых движений с предметами).
Так же элементы пальчикового игротренинга реализуются
детьми в
процессе самостоятельной деятельности, в течении дня. Такой
подход
обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно
выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
Взрослый при этом находится за кругом детской деятельности,
обеспечивая
предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя
ее
в соответствии с детскими интересами.
Определив основное направление в работе, в группе
была создана такая
пространственно - предметная среда, которая расширяла мир
детей,
стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою
очередь
способствовали развитию мелкой моторики и координации движений
пальцев, готовила руку ребенка к письму. В группе созданы условия по
развитию мелкой моторики.
| «Уголок развития мелкой моторики. Фото
1.» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
| «Уголок развития мелкой моторики. Фото
2.» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Примерный перечень наполнения коррекционного уголка в группе:
*сухие бассейны со сменными наполнителями;
*пластиковые контейнеры с природными материалами,
крупами,
пуговицами;
индивидуальные контейнеры с набором для общего
комплекса пальчиковой
гимнастики;
*зубные щетки;
*мячики-ежики;
*прищепки;
*дыхательные тренажеры;
*шнурки с узелками;
*эспандеры;
*решетки для раковин;
*перчатки и шары с нашитыми на них пуговицами;
*разные по величине бусины;
*материал для нанизывания;
*воздушные шары, наполненные солью, крупой, мелкими камушками;
*бусы, четки;
* пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной
пасты, пуговицы с
углублением;
* грецкие орехи и каштаны;
*многогранные карандаши.
Именно систематическое использование на занятиях и в
свободной деятельности, закрепление воспитателями, а также просвещение и
обучение
родителей дошкольников помогли детям в овладении необходимыми навыками
мелкомоторной координации и чувствительности.
|
«Занятие по развитию мелкой моторики. Фото
1.» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
|
«Занятие по развитию мелкой моторики. Фото
2.» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
К концу учебного года у детей возросла познавательная
активность, желание узнавать новое, развился интерес к предметам
окружающего мира, повысилась работоспособность детей на занятиях, что в
свою очередь положительно сказывалась на усвоении навыков,
совершенствовании зрительного и слухового восприятия, развитии
наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания,
творческого воображения, речи, мелкой моторики и координации движений
руки.
Список литературы.
- Бардышева Т.Ю. Пальчиковые игры. – ООО «Карапуз – дидактика», 2006.
- Буцикина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как
основа формирования графомоторных навыков у младших школьников.// Логопед. – 2005. №3
- Ганичева И.В. Телесно – ориентированные подходы к
психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Книголюб,
2004.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский дом «Литера»,
2007.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для
детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.
- Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и
взрослых.СПб., 2000.
- Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. Санкт-Петербург, 1998.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников,
М., 1999.
- Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.
М., 2001.
Желаем успехов!
| |