Использование фотографий для развития речи детей раннего возраста.
Цыганкова Г.Н., учитель-дефектолог,
Бузикова М.В., учитель-дефектолог,
специализированный дом ребенка №2, г. Иркутск.
Для умственного воспитания и развития речи большое значение имеет работа с
картинками. Использование картинок имеет даже некоторое преимущество перед
игрушкой. Дети, рассматривая, охотнее говорят, в то время как игрушкой им, прежде
всего, хочется поиграть, а не рассказывать о ней.
Воспитанники нашего дома ребенка имеют различные
нарушения психики и речи и, переход от восприятия предмета к восприятию его
изображения дается им с трудом. Мы решили попробовать вместо картинки применить
фотографии. В результате пришли к выводу, что дети лучше воспринимают фотографии
потому что, во-первых, фотографии изображают реальный предмет; во-вторых, на
фотографии дети видят знакомые игрушки, знакомых взрослых, детей; в-третьих,
фотографии вызывают у них интерес, положительные эмоции. Все это способствует
речевой активности. Например, при рассматривании фотографии с изображением
какого-нибудь знакомого детям сюжета, они оживляются, так как узнают на фотографии
себя или детей из группы. У детей возникает потребность в речевом общении друг с
другом по поводу того, что они увидели.
Мы сделали подборку фотографий: предметных - по
лексическим темам; сюжетным – времена года, профессии, простой сюжет. Подобрали и
разработали дидактические игры и занятия с использованием фотографий. Для
знакомства с профессиями, сфотографировали взрослых, непосредственно окружающих
детей.
Эта работа положительно повлияла на развитие речи детей,
представления их о бытовых и природных явлениях, социальную адаптацию детей
Времена года.
Животные.
Игрушки.
Профессии.
Дидактические игры с использованием фотографий.
Катины игрушки.
Цель: находить и называть изображенные на фотографии
игрушки.
Оборудование: конверт, фотографии игрушек, кукла.
Дефектолог обращает внимание детей на куклу, говорит,
что кукла как и дети любит играть и хочет, чтобы дети отгадали, какие игрушки у
нее есть. Затем дефектолог достает из конверта фотографии игрушек, называет одну
из игрушек, ребенок находит ее среди других (сначала среди двух, затем 3-4).
Педагог побуждает ребенка назвать игрушку.
Найди игрушку.
Цель: поддерживать у детей интерес к снимку; закреплять
умение соотносить предмет и его изображение на фотографии; активизировать словарь
по теме: " Игрушки".
Оборудование: короб с игрушками (кукла, машина, пирамидка,
собачка и др.), вертолина с соответствующими фотографиями.
Дефектолог предлагает детям посмотреть фотографии,
расположенные на вертолине, назвать каждую и найти в коробе соответствующую
игрушку. Когда все предметы будут соотнесены с фотографиями, вводится обобщающее
понятие. Затем уточняется название предметов и действия с ними.
Игрушки для Маши и Даши.
Цель: учить сопоставлять предмет, изображенный на фотографии с
картинкой.
Оборудование: две куклы, фотографии игрушек, картинки.
Дефектолог обращает внимание детей на кукол,
называет их имена и говорит, что куклы любят играть в одинаковые игрушки.
Например, Маша любит играть с зайкой. Просит ребенка найти на фотографии зайку.
Ребенок выполняет задание и кладет фотографию около куклы Маши. После этого
дефектолог говорит, что кукле Даше тоже нужен зайка, но такой фотографии больше
нет и нужно найти зайку на картинке.
Сделай то, что видишь.
Цель: учить детей воспринимать действия, которые они видят
на фотографиях, называть и отображать их; закреплять умение отвечать на вопросы;
развивать игровые навыки.
Оборудование: фотографии с простым сюжетом (девочка кормит
куклу, мальчик играет на барабане, мальчик качается на лошадке, девочка укладывает
куклу спать). Игрушки: кукла, кукольная посуда, барабан, лошадка - качалка,
кроватка.
Дефектолог предлагает каждому ребенку рассмотреть
фотографию, назвать увиденное действие, выполнить то же самое, используя для этого
необходимые предметы и сказать, что он делает.
Отображение эмоций.
Цель: учить узнавать эмоциональное состояние и передавать
его мимикой; воспитывать положительные эмоции.
Оборудование: фотографии, отображающие эмоциональное состояние
(ребенок веселый, ребенок грустный).
Дефектолог предлагает детям рассмотреть фотографии,
на которых ребенок находится в разном эмоциональном состоянии. Дети называют
состояние ребенка и отображают увиденные эмоции. Дефектолог предлагает детям не
грустить, а только улыбаться - ведь улыбка будет радовать всех.
Наш альбом.
Цель: социальная адаптация: учить узнавать на фотографиях
себя и детей из группы; формирование пространственных отношений; обучение
пониманию и употреблению предлогов "рядом", "около".
Оборудование: альбом - наборное полотно, фотографии детей.
Дефектолог показывает детям альбом для фотографий,
обращает внимание детей на солнышко (аппликация на альбоме), которое грустное
потому, что в альбоме нет фотографий. Предлагает детям посмотреть фотографии,
выбрать каждому свою и поместить ее в альбом. Обращает внимание детей на то, что
солнышко засияло весело, оно радуется, что фотографии лежат на своих местах.
Затем дефектолог показывает общую фотографию.
Предлагает детям перечислить всех детей и взрослых, изображенных на снимке;
ответить, кто сидит рядом с Таней, Соней, Сережей? Около кого стоит Кирилл, Алена,
Степа?
Что умеет делать кошка.
Цель: расширять словарный запас глагольной лексикой.
Оборудование: фотографии, изображающие кошку в разных
состояниях действия.
Дефектолог рассказывает детям о кошке, просит
показать фотографию, где кошка, например, спит и т.д. Затем спрашивает детей, что
же умеет делать кошка. Дети отвечают и показывают соответствующие фотографии.
Животные и их детеныши.
Цель: уточнение знаний о домашних и диких животных,
закрепление понятий “большой” - “маленький”, находить на фотографии взрослых
животных и их детенышей. Развитие пассивного и активного словаря по теме.
Оборудование: фотографии животных с детенышами.
Дефектолог рассказывает детям о “больших” и “маленьких”
в животном мире. Рассказ сопровождается показом фотографий. Отмечаются особенности
животных. Дети берут по одной фотографии и называют животного и детеныша. Если у
ребенка возникают затруднения, дефектолог называет сам, а ребенок повторяет за
ним.
Времена года.
Цель: знакомство с характерными признаками осени,
составление предложений по фотографии.
Оборудование: фотографии, изображающие различные времена
года.
Дети рассматривают фотографии. Во время рассматривания
подчеркивается, что на фотографии изображена осень, отмечаются признаки осени. На
наборное полотно выставляются фотографии с изображением разных времен года.
Предложить детям отобрать только те фотографии, где изображена осень. С помощью
дефектолога дети составляют предложения.
Кому что нужно.
Цель: знакомство с профессиями взрослых, окружающих детей,
развитие речи, внимания, памяти, наблюдательности.
Оборудование: фотографии взрослых различных профессий,
предметы, вызывающие ассоциации с профессиями людей.
Дефектолог поочередно показывает детям фотографии врача,
повара, медсестры и др. Называет профессию взрослого, рассказывает, что он делает.
На другом столе положить предметы, вызывающие ассоциацию с какой-либо профессией.
Показать одну из фотографий и предложить ребенку найти предмет, который нужен
человеку этой профессии.
Кто спрятался?
Цель: развитие памяти, внимания.
Оборудование: фотографии: на одной три предмета, на других по
два предмета.
Дефектолог показывает детям фотографию, на которой
сфотографированы три игрушки. Дети называют игрушки. Фотография переворачивается
изображением вниз, а детям показывается фотография с двумя игрушками. “Кто
спрятался?” Дети называют игрушку, которой нет на фотографии. Сравнить обе
фотографии.
Желаем успехов! |