ЛОГОПЕД.ru

Конспекты логопедических занятий.


 

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

return_links(3); ?>

Природа Карелии

Конспект совместной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи “По следам Бабы Яги”.

Цыганкова А.И., учитель-логопед, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “ДСКВ №28”, Ленинградская область Всеволожский р-он.

Интеграция познавательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Музыка”.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, двигательная.

Цель: подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет с ТНР.

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Формировать у детей обобщённое представление о видах речи.
  2. Формировать умение детей обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, синонимами);
  3. Формировать умение соотносить фонему с соответствующей графемой.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать зрительно-пространственное восприятие: графический образ букв.

2. Развивать связную речь: формировать сложные формы высказываний (речь-доказательство, речь-описание).

3. Развивать словесно-логическое мышление и произвольное внимание детей.

4. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и фонематического синтеза слов.

5. Развивать графо-моторные навыки.

6. Упражнять в составлении и чтении слов.

7. Закреплять навык анализа предложных конструкций.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1. Воспитывать личностные качества детей: умение работать в коллективе, активность, самостоятельность, инициативность.

Оборудование: посылка, ширма, кукла Бабы Яги, письмо от Феи Грамоты, буквы, конверты с заданиями, недописанные буквы, схемы для звуко-слогового анализа слов и предложений, рисунок с изображением зайца, гуси с буквами для составления слов, картинки с изображением кита, лисы, сыра, паука; магнитофон, презенты для детей.

Ход занятия

Ι. Организационный момент. 1. Сообщение темы, обозначение проблемы.

Логопед заходит с детьми в группу, присаживаются. Раздаётся стук в дверь, вносят в группу посылку.

Логопед: - Ребята, в наш детский сад сегодня пришла посылка ( показывает детям посылку). На посылке написано: от феи Грамоты. Вскрыть на занятии по обучению грамоте. Логопед открывает посылку, находит там письмо, читает:

Л.: “Здравствуйте, дорогие мои будущие первоклассники! Большой вам привет от феи Грамоты. Узнала, что научились вы читать и очень рада этому. Я решила прислать вам буквы, чтобы вам легче было составлять слова и играть с буквами. Вас на дне посылки ждёт сюрприз”. (Педагог показывает детям буквы.).

В этот момент звучит тревожная музыка. Из домика выглядывает кукла – би-ба-бо Бабы Яги. Музыка стихает.

Б.Я.: Ух, как мне буквы нравятся!

Мне с собой не справится!

Хоть немного припасу,

Спрячу в поле и в лесу! (Баба Яга забирает посылку).

Л.: Вот проказница, Яга!

Как без букв сложить слова?

Нужно буковки вернуть,

Стрелки нам укажут путь!

(Стрелки расклеены в группе, под каждой стрелкой конверт с заданием и буквой).

Л.: Ребята, если мы пойдём по пути, указанным стрелками, может, нам удастся отыскать буквы, которые украла Баба Яга, и вернуть посылку Феи Грамоты. Но для начала, давайте подготовимся к путешествию: разбудим наш язычок. (Логопед показывает элементы артикуляционной гимнастики, дети повторяют):

2. Развитие артикуляции.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок – разомнём наш язычок!

Сразу мостиком поставим – упр. “Мостик”

И иголочку достанем – упр. “Иголочка”

Поверяем наш замок – упр. “Заборчик”

И покрасим потолок – упр. “Маляр”.

ΙΙ. Ξсновная часть:

Л.: Вот теперь пора отправляться в дорогу!

Первая стрелка указывает на конверт под №1. Логопед достаёт из конверта листок и читает задание.

1. Обобщение знаний детей о видах речи, звуках, буквах.

Педагог задаёт вопросы:

  • Какие виды речи вы знаете? (Дети: письменная и устная речь).
  • Если я произношу различные звуки, слова, пою песню, то каким видом
    речи я пользуюсь? (Дети : Устной речью).

- Почему? (Дети: Устная речь - это много разных звуков, которые мы произносим и слышим).

- Какие бывают звуки речи? (Дети: Согласные и гласные). Что вы знаете о гласных звуках? (Дети: Гласные звуки произносятся свободно, их можно пропеть, сказать громко и тихо, можно произносить с разной интонацией, они бывают ударные и безударные. Гласные звуки составляют слог, сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).

  • Назовите гласные звуки. (Дети: А,О,У,И,Э,Ы)
  • Чем отличаются согласные звуки от гласных? ( Дети: при произнесении согласных звуков во рту образуется преграда: это губы, зубы, язык. Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими, глухими и звонкими, и не могут быть ударными или безударными, как гласные звуки).

- Что такое письменная речь? (Дети: всё, что записывается с помощью букв, называется письменной речью).

  • Чем отличается буква от звука? (Дети: буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим).

Л.: Вот, Б.Я., дети и справились с первым заданием. Отдавай нам букву Баба Яга!:

(Б.я. колдует). Ишь, какие шустрые, но ничего, задания на пути вас ждут ещё труднее. Абра-кадабра, ну-ка, буква, покажись и в конверте появись!

Л.: Логопед достаёт из конверта букву Ш.

- Вот и отыскали первую букву. Как эта буква называется? (Буква Ш). (Логопед прикрепляет букву на доску). Ну, что, отправляемся дальше? Ищите следующую стрелку. (Стрелка №2. Педагог читает следующее задание).

2. Совершенствование зрительно-пространственного восприятия: графический образ букв.

Л.: - Баба Яга стёрла часть букв. Попробуйте восстановить буквы и прочитайте слова: Д ċ М, VОТ , ЛИСΊ, РVЧKA, CЛ0b0 ( Дом, кот, лист, ручка, слово). (Недописанные буквы находятся на мольберте, дети выходят по одному).

Л.: Пора, Б.Я., ещё одну букву отдавать.

Б,Я.: За слова благодарю,

Вот и буковка — дарю!

Л.: (Достаёт из конверта букву К). Какую букву мы нашли? (Букву К). Правильно. Занимай, буковка, место!

Б.Я.: Ух, как с буквами расставаться жалко! Я вам просто так их не отдам.

Л.: Ничего, Б.Я., зато ребята тебя с буквами играть научат! А вот и ещё одна стрелочка.

Л: А теперь давайте немного отдохнём! Становитесь в круг, а ты, Б.Я., можешь с нами немного размяться!

Б.Я.: Уважаю я зарядку! И делаю её всегда с превеликим удовольствием!

3. Динамическая пауза, развитие двигательной активности. Физминутка “В тёмном лесу есть избушка”

В тёмном лесу есть избушка.

(Дети шагают)

Стоит задом наперёд.

(Дети поворачиваются)

В той избушке есть старушка.

(Грозят пальцем)

Бабушка Яга живёт

(Грозят пальцем другой руки)

Нос крючком,

(Показывают пальчиком)

Глаза большие,

(Показывают)

Словно угольки горят

(Покачивают головой).

Ух, сердитая какая!

(Бег на месте)

Дыбом волосы стоят.

(Руки вверх).

Л.: Вот, и отдохнули, продолжаем наше путешествие! А вот т стрелка №3!

4. Совершенствование навыка звуко-слогового анализа слова.
Л.: Ребята, отгадайте загадку.

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга)

Дети рассаживаются за столы.

(Проведение звуко-буквенного анализа слова).

Л.: Ребята, скажите, сколько звуков в слове “книга”? ( Дети: 5звуков). Назовите их. (Дети перечисляют звуки).

Назовите гласные звуки в этом слове. (Дети: И, А). Значит, сколько слогов в этом слове? (Дети: 2 слога. Делят слово на слоги, называют их. А сейчас, выложите схему этого слова. (Один ребёнок работает у доски).

Ребёнок: К – согласный, твёрдый, глухой звук, обозначаем фишкой синего цвета.

НЬ – согласный, мягкий, звонкий звук, обозначаем фишкой зелёного цвета.

И – гласный звук, обозначаем красным цветом.

Г – согласный, твёрдый, звонкий звук, обозначаем синим цветом.

А – гласный звук, обозначаем красным цветом.

Л.: Б.Я., справились ребята с этим заданием?

Б.Я.: Вижу, умные вы, дети! Так и буквы все отыщите! Забирайте свою букву!

Л.: (Достаёт из конверта букву О). Какую букву мы отыскали? (Дети: букву О). Отправляемся дальше в путь!

5. Закрепление навыка анализа предложных конструкций.

Дети находят конверт под№4.

На доске картина с мечтающим зайцем.

Б.Я. Заяц в лесу вообразил себя поэтом. Целый день на облака глядит – вдохновения ждёт. В пору ему отчаяться – стихи не получаются. Составьте схемы к предложениям – стихи и получатся.

Л.: Нужно к каждому предложению составить схему. (По ходу выполнения задания, один из детей работает у доски). Педагог читает предложения, Б.Я. после составления схемы предложений заканчивает стихотворную строку.

Ёжик маленький простужен. (Дети: 3 слова в предложении, составляют схему)

Б.Я.: (Мёд ему на ужин нужен).

Л.: Утром воробьи проснулись. (Дети: 3 слова-составляют схему)

Б.Я.: (В речку сразу окунулись).

Л.: Медведь скучает среди льдин. (Дети: 4 слова – составляют схему).

Б.Я. (Ведь он совсем-совсем один).

Л.: Ребята, а теперь придумайте предложение по картинке и составьте к ней

схему. (Дети: н-р: Заяц лежит на траве – 4 слова)

Л.: Б.Я., ещё ребята одно твоё задание выполнили. !

Б.Я.: Ну, ребята, вы умны, Букву отыскать смогли! Забирайте букву.

Л.: (достаёт из конверта букву) Как эта буква называется? (Буква Л).

6. 3акрепление навыка фонематического синтеза.

Конверт №5.

На доске изображение гусей с разными буквами.

Л.:: Дети, посмотрите, кажется, мы приближаемся к избушке Б.Я. Вот и гуси – лебеди нас поджидают.

Б.Я. Они не просто гуси, а сторожа бабуси! У них такая роль – а ну, скажи пароль!

Л.: Слово пароль изображено на картинке. Постройте гусей так, чтобы слово читалось. (Дети выполняют задание). Т,И,К, (КИТ); (СЫР) ЫСР, (ПАУК) КУАП.

Л.: Ну, что, Б.Я., возвращай нам букву.

Б.Я.: Последнюю буковку и ту отыскали!

Если буковка нужна,

Вы возьмите – вот она!

Л.: (Достаёт букву из конверта, помещает её на доску)

Ребята, посмотрите, какое слово из найденных букв у нас получилось? (Дети читают слово “школа”).

ΙΙΙ. Θтог занятия.

Л.: Вот, Б.Я., все мы буквы твои отыскали! Не зря, наверное, ты именно эти буквы спрятала?

Б.Я.: Конечно, я просто хотела узнать,

Умеют ли дети читать!

Не просто было буквы от вас прятать. Вижу, что в школу вы готовы идти! Забирайте свою посылку!

Л.: Спасибо, посмотрите, что за подарок нам Фея Грамоты прислала. (Достаёт подарки). И тебе, Б.Я., мы приз вручим, и надеемся, что вредничать ты больше не будешь!

Б.Я.: Спасибо, вам, ребята! И мне пора домой! В лес волшебный полечу,

Кота читать я научу! До свидания!

(Звучит музыка, Б.Я. прячется)

Л.: А мне, ребята, осталось лишь поблагодарить вас за вашу помощь!

Использованная литература

1. “Баба Яга учится читать”. Компьютерная игра компании “МедиаХауз”, 2003 г.

Желаем успеха!

 

Логопедические игры на портале Мерсибо

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    return_links(); ?>

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service