Скачать презентацию.
Тема моего опыта работы: “Стертые формы дизартрии”. Сегодня
хочу предоставить вашему вниманию дидактический материал, который помогает
в коррекционной работе с детьми, имеющих стертую форму дизартрии.
Цели:
Внедрение в коррекционно-образовательный процесс авторских
пособий и идей по формированию звукового анализа и синтеза и слоговой
структуры слова.
Выполнение дополнительных упражнений по развитию мелкой
моторики в сочетании с другими видами деятельности.
Задачи:
- Формировать умение характеризовать звуки с применением символов и
дидактического пособия “Круг гласных звуков”;
- Развивать умение составлять и анализировать прямые и обратные слоги,
используя буквенные таблицы;
- Развивать мелкую моторику рук, сочетая различные виды
деятельности;
- Развивать умственные психические функции ребенка;
В последнее время увеличилось количество детей,
которые имеют нарушение звукопроизношения, обоснованное дизартричными
проявлениями.
Стёртая форма дизартрии по своим проявлениям
характеризуется сглаженностью симптомов, их неоднородностью, вариативностью,
различным соотношением речевой и неречевой симптоматики. В
звуковом анализе отмечаются следующие затруднения: при задании назвать
первый звук в слове, ребёнок называет слог кошка- “ ко”, мышка- “мы”,
или слова переворачиваются: дом - первый звук “м”. Типичными можно
назвать ошибки: пропуски гласных звуков. Поэтому, начиная работу по
формированию фонематического слуха, звуковому восприятию, мы пользуемся
звуковыми символами в форме артикуляции - для гласных звуков. Используя
символы для обозначения гласных звуков, я пришла к выводу, что этого
недостаточно. Так появилось дидактическое пособие: “Круг гласных звуков”. Я
работаю с ним на протяжении 7 лет, и это дает положительный результат.
Следующий этап, знакомство с буквами, обучение слоговому
чтению, тоже очень сложно идет у данной категории детей. Поэтому поиски
наилучших способов при решении задачи обучения составлению с одновременным
прочтением слогов, привело к таблицам слогового чтения. Это практическое
пособие практикую недавно, но сразу чувствуется, насколько легче дети
учатся слиянию слогов, их прочтению.
Связывая постоянно коррекционную работу с детьми со
стертой формой дизартрии с поиском новых форм и методов, пришла к
выводу, что дети очень много теряют в процессе обучения, по причине
нарушения моторики, как общей, так и мелкой моторики рук. По развитию
мелкой моторики есть очень много видов работы. Но у нас стоит задача,
не только развивать ее, но и подготовить руку ребенка к письму, т.е.
научить детей владеть графическими навыками: написанием линий, различной
направленности и конфигурации, пользоваться различными пишущими
принадлежностями: карандашом, ручкой, фломастером, магнитным карандашом. Это
дает возможность регулировать силу и ловкость пальцев. Представляю вашему
вниманию работу с раскрасками. Ярко видно не только, что ребенок имеет
нарушения моторики. Но и какого вида эти нарушения, спастического
характера или, наоборот, мышцы расслаблены.
Работа с палочками, как с видом деятельности по развитию
мелкой моторики, навела на мысль, что можно подключить и развитие
мышления и умственных способностей. Это породило не только развитие этих
процессов, но и положительные эмоции, интерес. Обучение проходит
поэтапно:
Предлагаю вашему вниманию два упражнения:
“Солнышко”:
1 – выкладываем квадрат, 2 – раздвигаем все стороны, 3 – в
раздвинутые пустые места добавляем палочки, получается многоугольник, 4 -
превращаем многоугольник в солнышко.
“Корова”:
1 – выкладываем прямоугольник, 2 – приделываем ему ножки,
3 – прикладываем ромбик – голову, 4 – рожки.
Представьте, как можно далее продолжить это направление.
Предложите выложить эти фигурки и составить рассказ, или сочинить
считалку, которую можно использовать как физ.минутку:
Ну-ка, солнышко, раз, два,
Встать тебе уже пора.
Не ленись, и будь здорово,
На лугу стоит корова!
На протяжении двух лет сравнивала, как формируется навык
составления слогов с использованием дидактического пособия: “Круг гласных
звуков”. Пришла к выводу, что дети усваивают на 20% лучше, чем без
данного пособия.
Желаю творческих успехов каждому логопеду.
Желаем успехов!