|
Перспективный план в старшей группе (3 уровень ОНР).
Трунова И.В., учитель-логопед МБДОУ детский сад №18 города Крымска, Краснодарского края (17
лет педагогического стажа).
СЕНТЯБРЬ, 3-я неделя, “ФРУКТЫ”
Тема НООД |
Развитие лексико-грамматических средств языка
|
Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения |
Развитие общей и мелкой моторики |
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи |
Понятия
ПРЕДМЕТ и ДЕЙСТВИЕ
Развитие слухового восприятия на речевых звуках |
Учить вслушиваться в обращенную речь.
Выделять названия предметов и действий. |
Учить различать близкие по звуковому составу слова.
Учить четко произносить слова слоговой структуры первого типа – двухсложные слова из открытых
слогов, упражнение “Конец слова за тобой”. |
Развивать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Апельсин”.
Развивать ориентацию в собственном теле - игра “Далеко-близко”.
|
Уточнять понятие “слово”, познакомить с понятием “слово, обозначающее
предмет”; учить дифференцировать вопросы кто? что?; развивать слуховое внимание;
воспитывать умение вслушиваться в обращенную речь.
Закреплять навык составления простых предложений по демонстрации действий и по простым
сюжетным картинкам. |
СЕНТЯБРЬ, 4-я неделя, “ОВОЩИ”
Одушевленные
И
неодушевленные существительные.
Звук У |
Учить различать одушевленные и неодушевленные предметы путем соотнесения с
вопросительными местоимениями Кто? Что? - игра
“Живые-неживые”,
|
Учить выделять начальный ударный и безударный гласный звук У.
Учить четко произносить слова слоговой структуры первого типа – двухсложные слова из открытых
слогов, упражнение “Найди и назови”. |
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Засолка капусты”.
Развивать координацию речи с движением “Урожай”.
Уточнять артикуляцию звука, нормализовать речевое дыхание, формировать умение изменять силу и
высоту голоса: фонетическая ритмика – движения на гласный звук У. |
Закрепить представление о словах, обозначающих предмет, познакомить с
графическим изображением слов, упражнять в дифференциации предметов на “живые” и
“неживые”. |
ОКТЯБРЬ, 1-я неделя, “САД - ОГОРОД”
Количественные числительные
ОДИН, ОДНА.
Звук А |
Учить использовать в самостоятельной речи числительные один, одна в
сочетании с существительными мужского и женского рода – игры “Две рейки”,
“Исправим ошибки гнома”.
|
Учить выделять первый ударный и безударный гласный звука А.
Учить четко произносить слова слоговой структуры первого типа – двухсложные слова из открытых
слогов, упражнение “Выполни команду”. |
Развивать координацию речи с движением “Вкусный арбуз”.
Развивать ориентацию в собственном теле “Расскажите, что видите”.
Уточнять артикуляцию звука, нормализовать речевое дыхание, формировать умение изменять силу и
высоту голоса: фонетическая ритмика – движения на гласный звук: фонетическая ритмика – движения
на гласный звук А. |
Познакомить с понятием “слово-действие”, упражнять в подборе
слов-действий, познакомить с их графическим изображением; продолжать корригировать слуховое
внимание.
Составлять и проговаривать словосочетания количественных числительных один, одна с
существительными.
|
ОКТЯБРЬ, 2-я неделя, “ОСЕНЬ - ДЕРЕВЬЯ”
Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с
предлогом У.
Звуки А-У |
Упражнять в образовании родительного падежа единственного числа
существительных.
Закреплять понимание и употребление предлога У. |
Учить дифференцировать гласные звуки А, У .
Учить анализировать звуковые сочетания АУ, УА.
Учить четко произносить слова слоговой структуры второго типа – трехсложные слова из открытых
слогов, упражнение “Какое слово получилось?”. |
Развивать координацию речи с движением “Береза”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Елка”.
|
Сформировать понятие “предложение” (условное обозначение, начало,
конец); учить дифференцировать понятия “слово” - “предложение”; упражнять в различении
слов-предметов и слов-действий. |
ОКТЯБРЬ, 3-я неделя, “ЯГОДЫ”
Именительный падеж множественного числа существительных.
Звук И |
Учить использовать в самостоятельной речи некоторые формы словоизменения путем
практического овладения существительными единственного и множественного числа – игра
“Один-много”, “Эхо”. |
Учить выделять первый ударный и безударный гласный звук И.
Анализировать
звукосочетания ИУА, АУИ, УИА.
Учить четко произносить слова слоговой структуры второго типа – трехсложные слова из открытых
слогов, упражнение “Игра с мячом”. |
Развивать координацию речи с движением “По ягоды”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Детки”.
Уточнять артикуляцию звука, нормализовать речевое дыхание, формировать умение изменять силу и
высоту голоса: фонетическая ритмика – движения на гласный звук И. |
Уточнять понятие “предложение”; продолжать учить дифференцировать
понятия “слово” “предложение”; учить составлять предложение из двух слов по ситуативным
картинкам. |
ОКТЯБРЬ, 4-я неделя, “ОСЕНЬ. ГРИБЫ”
Глаголы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени.
Предлог НА. |
Учить употреблять глаголов 3-го лица единственного и множественного числа
настоящего времени и согласование их с существительными в числе – игра “Парные картинки”, “Эхо”.
Учить использовать предлог НА в сочетании с соответствующими падежными формами
существительных. |
Учить дифференцировать гласные звуки А, У, И.
Учить четко произносить слова слоговой структуры второго типа – трехсложные слова из открытых
слогов, упражнение “Покажи и назови”. |
Развивать координацию речи с движением “За грибами”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Дождик”. |
Уточнить понятия “слово-предмет”, “слово-действие”, “предложения”;
учить распространять предложения; дать понятия о главных членах предложения; упражнять в
умении графически записывать предложения. |
ОКТЯБРЬ, 5-я неделя, “ЧЕЛОВЕК”
Существительные с уменьшительно-ласкательным значением
Звук Н |
Учить способам словообразования с использованием существительных с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица ед. ч. В глаголы
изьявительного наклонения 3-го лица ед. и мн. ч. настоящего времени (спи-спит, спят, спали,
спала). |
Учить выделять звук Н из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда
других слогов. Определять наличие звука в словах по предметным картинкам.
Учить навыкам звукового анализа и синтеза, схемы обратных слогов АН, УН, ИН.
Учить четко произносить слова слоговой структуры второго типа – трехсложные слова из открытых
слогов, упражнение “Кого ты видел?”. |
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Ладонь-кулак”.
Улучшать фонематический слух, уточнять артикуляцию звука, развивать ритмико-интонационную
сторону речи: фонетическая ритмика – движения на согласный звук Н.
|
Научить на слух узнавать образцы связной речи, отличать их от бессвязных
образцов; сформировать первоначальную ориентировку на признаки рассказа.
|
НОЯБРЬ, 1-я неделя, “ИГРУШКИ”
Глаголы прошедшего времени мужского и женского рода единственного числа.
Звук М |
Учить формам словоизменения путем практического овладения глаголами
единственного числа прошедшего времени.
Учить согласовывать глаголы прошедшего времени единственного числа с существительными в
роде.
|
Учить выделять звук М из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда
других слогов. Определять наличие звука в словах по предметным картинкам.
Учить навыкам звукового анализа и синтеза, схемы обратных слогов АМ, УМ, ИМ.
Учить четко произносить слова слоговой структуры второго типа –трехсложные слова из открытых
слогов, упражнение “Чьи вещи?”. |
Развивать координацию речи с движением “Мячик”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Игрушки”.
Улучшать фонематический слух, уточнять артикуляцию звука, развивать ритмико-интонационную
сторону речи: фонетическая ритмика – движения на согласный звук М.
|
Познакомить со словами признаками; закреплять понятия
“слово-предмет”, “слово-действие”; упражнять в составлении предложений, выкладывание их
схем. |
НОЯБРЬ, 2-я неделя, “ПОСУДА”
Винительный падеж единственного числа существительных
Звуки М - Н |
Учить формам словоизменения путем практического овладения существительными в
винительном падеже единственного числа - игры “Живые предложения”, “Путаница”, “Потерялись
слова”.
|
Учить дифференцировать звуки М-Н по предметным картинкам.
Учить навыкам звукового анализа и синтеза обратных слогов АМ, УМ, ИМ, АН, УН, ИН.
Учить четко произносить слова слоговой структуры третьего типа – односложные слова из
закрытого слога, упражнение “Договори слово”. |
Развивать координацию речи с движением “Чайник”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “За работу”.
Улучшать фонематический слух, уточнять артикуляцию звука, развивать ритмико-интонационную
сторону речи: фонетическая ритмика – дифференциация движений на согласные звуки
М-Н. |
Закреплять понятие “слово-признак” (вопросы, условные обозначения);
упражнять в составлении предложений со словами-признаками, выкладывание схем
предложений. |
НОЯБРЬ, 3-я неделя, “ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ”
Существительные в форме творительного падежа (в значении орудийности
действия)
Предлог В. |
Учить формам словоизменения путем практического овладения существительными в
творительном падеже мужского и женского рода единственного числа (в значении орудийности
действия).
Учить использовать предлог В в сочетаниях соответствующими формами
существительных. |
Учить навыкам звукового анализа и синтеза слогов типа АМ, АН, УМ, УН, ИМ,
ИН.
Учить четко произносить слова слоговой структуры третьего типа – односложные слова из
закрытого слога, упражнение “Назови один предмет”. |
Формирование мелкой моторики: пальчиковая гимнастика
“Шалун”. |
Уточнить знания детей о признаках рассказа; познакомить с видами
рассказов, вводными словами для начала рассказа, структурой рассказа (начало, середина,
конец).
|
НОЯБРЬ, 4-я неделя, “ОДЕЖДА”
Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ
Звук П |
Учить использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения МОЙ,
МОЯ в сочетании с существительными мужского и женского рода.
|
Учить выделять звук П из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда
других слогов. Определять наличие звука в словах по предметным картинкам.
Учить навыкам звукового анализа и синтеза, составление схем обратных и прямых слогов АП,
ПА, УП, ПУ, ИП.
Учить четко произносить слова слоговой структуры третьего типа– односложные слова из закрытого
слога, упражнение “Назови пять предметов”. |
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Помощники”
Улучшать фонематический слух, уточнять артикуляцию звука, развивать ритмико-интонационную
сторону речи: фонетическая ритмика – движения на согласный звук П.
Развивать ориентацию в трехмерном пространстве-игра “Живые вагончики” (впереди –
позади). |
Уточнять знания детей о признаках рассказа, видах рассказов, вводных словах
для начала рассказа; учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
– “Штанишки для мишки” |
ДЕКАБРЬ, 1-я неделя, “ОБУВЬ”
Род имен существительных
Звук Т |
Учить использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения МОЙ,
МОЯ, МОЕ и количественные числительные ОДИН, ОДНА, ОДНО в сочетании с
существительными мужского, женского и среднего рода.
Учить различать глаголы одевать и надевать .
|
Учить выделять звук Т из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда
других слогов. Определять наличие звука в словах по предметным картинкам.
Учить навыкам звукового анализа и синтеза, составление схем прямых и обратных слогов АТ,
УТ, ИТ, ТА, ТУ.
Учить делить слова на слоги.
Учить четко произносить слова слоговой структуры четвертого типа – двухсложные слова с
закрытым слогом- упражнение “Какое слово получилось?” |
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Ботинки”
Улучшать фонематический слух, уточнять артикуляцию звука, развивать ритмико-интонационную
сторону речи: фонетическая ритмика – движения на согласный звук Т.
Развивать ориентацию в трехмерном пространстве-игра “Собери сказку” (далеко – близко –
между).
|
Учить придумывать конец рассказа, основываясь на предыдущие события,
познакомить с диалогом, упражнять в придумывании диалога по малосюжетным картинкам.
|
ДЕКАБРЬ, 2-я неделя, “ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ”
Предлог ПОД
Звуки П-Т |
Учить использовать предлог ПОД, обозначающий пространственное
расположение предметов в сочетаниях соответствующими формами существительных.
|
Учить дифференцировать звуки П-Т в слогах и словах по предметным
картинкам.
Закреплять навыки звукового анализа и синтеза слогов.
Учить четко произносить слова слоговой структуры четвертого типа –двухсложные слова с закрытым
слогом- упражнение “Добавь звук”. |
Улучшать фонематический слух, уточнять артикуляцию звука, развивать
ритмико-интонационную сторону речи:
фонетическая ритмика – движения на согласные звуки П-Т.
Развивать ориентацию в трехмерном пространстве-игра “Строим город” (наверху – внизу –
выше – ниже) |
Уточнить знания о диалоге; продолжать обучать составлению диалога; продолжать
учить пересказывать текст с использованием плана; познакомить с планом схемой. |
ДЕКАБРЬ, 3-я неделя, “ЗИМА”.
Составление рассказа “Зима” по опорным словам и картинкам
Звук К |
Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению
и вопросам “КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?”; обращать внимание на соотношение окончания
вопросительного слова и прилагательного. Закреплять навык согласования прилагательных с
существительными в роде, числе. |
Учить выделять звук К из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда
других слогов. Определять наличие звука в словах по предметным картинкам.
Учить навыкам звукового анализа и синтеза слогов АК, УК, ИК, КА, КУ.
Учить четко произносить слова слоговой структуры четвертого типа –двухсложные слова с закрытым
слогом - упражнение “Назови ласково”. |
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Ёлочка”
Развивать координацию речи с движением “Снежная баба”.
Улучшать фонематический слух, уточнять артикуляцию звука, развивать ритмико-интонационную
сторону речи: Фонетическая ритмика – движения на согласный звук К.
Развивать ориентацию в двухмерном пространстве- игра “Новый год” (высоко-низко,
выше-ниже). |
Упражнять в составлении рассказа с опорой на картинку, активизировать словарь
прилагательных, продолжать развивать творческое воображение и логическое мышление на основе
умозаключений, воспитывать умение выслушивать ответы товарищей до конца. |
ДЕКАБРЬ, 4-я неделя, “НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК”
Составление рассказа по серии сюжетных картинок “Незнайкин подарок”
Звуки К-Т |
Закреплять использование в самостоятельной речи некоторых форм словоизменения
путем практического овладения существительными в родительном падеже множественного числа.
|
Учить выделять последний глухой согласный в слогах,
дифференцировать звуки К-Т в слогах и словах по предметным картинкам.
Закреплять навыки звукового анализа и синтеза слогов.
Учить четко произносить слова слоговой структуры четвертого типа – двухсложные слова с
закрытым слогом, упражнение “Назови ласково”. |
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Ёлочка”
Развивать координацию речи с движением “Снежная баба”.
Улучшать фонематический слух, уточнять артикуляцию звука, развивать ритмико-интонационную
сторону речи: фонетическая ритмика - движения на согласные звуки К-Т.
Развивать ориентацию в двухмерном пространстве- игра “Новый год” (высоко-низко,
выше-ниже). |
Уточнять знания о диалоге; продолжать обучать составлению диалогов по
малосюжетным картинкам; продолжать учить пересказывать текст с использованием плана; познакомить
с планом схемой; корригировать логическое мышление и зрительное внимание на основе установления
последовательности развития событий. |
ЯНВАРЬ, 2-я неделя, “ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ”
Количественные числительные ДВА, ДВЕ
Звуки П-Т-К |
Учить согласовывать количественные числительные ДВА, ДВЕ с
существительными в роде.
Закреплять употребление предлогов НА и ПОД в сочетаниях с соответствующими падежными
формами существительных. |
Учить различать звуки П-Т-К в слогах и словах по предметным
картинкам.
Закреплять навыки звукового анализа и синтеза обратных и прямых слогов.
Учить четко произносить слова слоговой структуры четвертого типа – двухсложные слова с
закрытым слогом, упражнение “Назови один предмет”. |
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Ёлочка”.
Развивать координацию речи с движением “Снежная баба”.
Развивать ориентацию в двухмерном пространстве- игра “Белка на елке” (высоко-низко,
выше-ниже).
|
Упражнять в составлении конца рассказа с опорой на картинку, упражнять в
употреблении существительных в родительном падеже, в передаче эмоционального состояния с помощью
мимики и пантомимики, активизировать словарь прилагательных – придумывание конца рассказа
“Приключение снеговика и Бобика”. |
ЯНВАРЬ, 3-я неделя, “ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ”
Предлоги НА, С (зимующие птицы)
Звук Х |
Закреплять употребление предлогов НА и С в сочетаниях с
соответствующими падежными формами существительных.
Закреплять использование в самостоятельной речи притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ.
|
Учить выделять звук Х из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда
других слогов. Определять наличие звука в словах по предметным картинкам.
Учить навыкам звукового анализ и синтеза обратных и прямых слогов АХ, УХ, ИХ,ХА, ХУ.
Учить делению слов на слоги.
Учить четко произносить слова слоговой структуры четвертого типа – двухсложные слова с
закрытым слогом, упражнение “Посмотри и назови”. |
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Кормушка”
Улучшать фонематический слух, уточнять артикуляцию звука, развивать ритмико-интонационную
сторону речи: фонетическая ритмика – движения на согласный звук Х.
Развивать ориентацию в двухмерном пространстве (сравнивание пространственных позиций
предметов) игра “Продолжи ряд”. |
Уточнить знания детей о пространственном значении предлога НА; упражнять в
составлении предложений с предлогом НА; продолжать учить отличать связное высказывание от
бессвязных образцов; учить пересказывать текст с использованием картинного плана – пересказ с
использованием картинного плана “Даша кормит птиц”
|
ЯНВАРЬ, 4-я неделя, “ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ”
Пересказ русской народной сказки “Заюшкина избушка” по опорным
предметным картинкам.
Дифференциация предлогов НА-ПОД |
Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением
соотнесенности к различным материалам (ледяная, лубяная).
Закреплять употребление предлогов НА и ПОД в сочетаниях с соответствующими падежными
формами существительных. |
Закреплять навыки звукового анализа и синтеза обратных и прямых слогов
(повторение).
Закреплять навыки деления слов на слоги (повторение).
Учить четко произносить слова слоговой структуры четвертого типа – двухсложные слова с
закрытым слогом, упражнение “Что ты будешь делать?”. |
Развивать координацию речи с движением “Медведь”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Белка”.
Развивать ориентацию в двухмерном пространстве – совершенствование графомоторных навыков,
игра “Коврики” |
Формировать умение связно, полно, последовательно излагать содержание
прослушанной сказки; продолжать правильно учить отвечать на вопрос, ориентируясь на окончание
вопроса; корригировать логическое мышление на основе упражнения в установлении причинно
–следственных зависимостей; активизировать в речи словарь прилагательных. |
ЯНВАРЬ, 5-я неделя, “ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ”
Родительный падеж множественного числа существительных
Звуки К-Х |
Учить образовывать и употреблять родительный падеж множественного числа
существительных.
Формировать словообразование названий детенышей домашних животных.
Закреплять согласование с количественными числительными ОДИН, ОДНА, ОДНО. |
Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных
слогов, составление схем слов ПУХ, МАК.
Учить различать звуки К-Х в слогах и словах по предметным картинкам.
Учить четко произносить слова слоговой структуры четвертого типа – двухсложные слова с
закрытым слогом, упражнение “Назови 9 предметов”. |
Развивать координацию речи с движением “Теленок”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Коготочки”.
Совершенствовать статико-динамические и темпо-ритмические параметры общих движений и действий
- воспроизведение серий движений руками, игра “Делай как я”.
|
Продолжать учить рассказыванию, развивать умение передавать предметное
содержание сюжетных картин; продолжать развивать грамматически правильную фразовую речь на основе
составления связного рассказа по серии сюжетных картинок “Хитрая мышка”. |
ФЕВРАЛЬ, 1-я неделя, “ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ”
Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок “Утенок и цыпленок”
Звук О |
Учить составлять предложения по предметным картинкам со словом МНОГО.
Закреплять образование и употребление родительного падежа множественного числа
существительных.
Счет 1-5 - двойка, окно. |
Учить выделять звук О из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда
других слогов. Определять наличие звука в словах по предметным картинкам под ударением после
согласного.
Учить навыкам звукового анализа и синтеза, составление схем слов КОТ, ТОК.
Учить делению слов на слоги.
Учить четко произносить слова слоговой структуры четвертого типа - двухсложные слова с
закрытым слогом, упражнение “Чьи предметы?”. |
Развивать координацию речи с движением “Домашние птицы”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Утята”.
Уточнять артикуляцию звука, нормализовать речевое дыхание, формировать умение изменять силу и
высоту голоса: фонетическая ритмика – движения на гласный звук О.
Развивать моторные функции (различение, воспроизведение характеристика темпа, ритма), игра
“Движения животных” |
Формировать умение связно, полно, последовательно излагать содержание
прослушанного рассказа; продолжать учить правильно отвечать на вопрос, ориентируясь на окончание
вопроса; корригировать логическое мышление на основе упражнения в установлении причинно –
следственных зависимостей; активизировать в речи словарь прилагательных . |
ФЕВРАЛЬ,2-я неделя, “ТРАНСПОРТ”
Приставочные глаголы
Предлог ПО |
Учить выделять приставочные глаголы в речевом потоке. Учить некоторым способам
словообразования глаголов с разными приставками.
Познакомить со значением предлога ПО и его схемой, учить правильно употреблять предлог
ПО с существительными в дательном падеже.
|
Закреплять навыки звукового анализа и синтеза, составлять схемы слов КОТ,
ТОК.
Закреплять навыки деления слов на слоги.
Учить четко произносить слова слоговой структуры пятого типа - двухсложные слова со стечением
согласных в середине слова закрытым слогом, ига “Конец слова за тобой”. |
Развивать координацию речи с движением “Самолет”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Вертолет”.
Уточнять артикуляцию звука, нормализовать речевое дыхание, формировать умение изменять
силу и высоту голоса: фонетическая ритмика – движения на гласный звук О.
Развивать моторные функции- (воспроизведение последовательности одинаковых (разных)
движений в заданном темпе), игра “Передай привет”. |
Уточнить знания о мужских профессиях, продолжать развивать связную речь,
продолжать учить составлять связные высказывания, ориентируясь на план схему; корригировать
слуховое внимание на основе запоминания ответов товарищей; воспитывать интерес к
занятиям. |
ФЕВРАЛЬ, 3-я неделя, “ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА
ОТЕЧЕСТВА”
Относительные прилагательные
Звук Хь |
Учить словообразованию и употреблению относительных прилагательных
обозначающих материал.
Учить согласовывать относительные прилагательные с существительными в роде числе и падеже.
Закреплять умение преобразовывать деформированную фразу. |
Формировать четкое произнесение звука Хь.
Учить различать звуки Х-Хь.
Знакомить с понятием мягкие согласные.
Продолжать учить делению слов на слоги.
Учить четко произносить слова слоговой структуры пятого типа - двухсложные слова со стечением
согласных в середине слова, игра “Назови ласково”. |
Улучшать фонематический слух, уточнять артикуляцию звука, развивать
ритмико-интонационную сторону речи: фонетическая ритмика – движения на согласный звук Хь:
проговаривание слогов с движениями, проговаривание междометий с разной интонацией.
Развивать моторные функции (воспроизведение последовательности одинаковых (разных) движений в
заданном темпе), игра “Танец снежинок”.
|
Активизировать словарь прилагательных по теме “Защитники отечества”;
продолжать развивать связную речь, продолжать учить составлять связные высказывания,
ориентируясь на план схему; корригировать слуховое внимание на основе запоминания ответов
товарищей; воспитывать интерес к занятиям. |
ФЕВРАЛЬ, 4-я неделя, “ДОМ, МЕБЕЛЬ”
Пересказ сказки “Три медведя”
Звук Ть |
Учить подбирать родственные слова к слову медведь.
Формировать умение договаривать предложения по картинкам (по памяти).
|
Учить четко произносить звук Ть, различать звуки Т-Ть.
Формировать навыки звукового анализа и синтеза слов ТИК, ТАК.
Учить четко произносить слова слоговой структуры пятого типа - двухсложные слова со стечением
согласных в середине слова, ига “Один-несколько”.
|
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Много мебели в
квартире”.
Улучшать фонематический слух, уточнять артикуляцию звука, развивать ритмико-интонационную
сторону речи: фонетическая ритмика – движения на согласный звук Ть: проговаривание
слогов с движениями.
Развивать моторные функции (повторение). |
Формировать умение связно, полно, последовательно излагать содержание
прослушанной сказки; продолжать учить правильно отвечать на вопрос, ориентируясь на окончание
вопроса; корригировать логическое мышление на основе упражнения в установлении причинно –
следственных зависимостей; активизировать в речи словарь прилагательных – пересказ по сказке
“Три медведя” |
МАРТ, 1-я неделя, “МАМИН ПРАЗДНИК. СЕМЬЯ”
Понятие признак
Звук Пь |
Учить подбирать признаки к предметам с помощью вопросов какой?, какая?,
какое?
Закреплять умение договаривать предложения по картинкам на звук Пь - игра “Потерялись
слова”. |
Учить четко произносить звук Пь, различать звуки П-Пь.
Закреплять понятия мягкие согласные.
Продолжать учить делению слов на слоги.
|
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Как у нас семья
большая”.
Улучшать фонематический слух, уточнять артикуляцию звука, развивать ритмико-интонационную
сторону речи: фонетическая ритмика – движения на согласный звук Пь: проговаривание
слогов с движениями.
Развивать моторные функции (повторение). |
Продолжать учить составлять связные высказывания, объединять их с готовой
концовкой рассказа, активизировать словарь прилагательных, относящихся к теме
“Семья”. |
МАРТ, 2-я неделя, “РАННЯЯ ВЕСНА. ПЕРЕЛЕТНЫЕ
ПТИЦЫ”
Рассказ “Скворечник”
Дифференциация предлогов В, НА |
Обогащать лексику родственными словами путем образования родственных слов с
помощью вопросов.
Учить различать предлоги В и НА, правильно употреблять их с существительными в
предложном падеже. |
Закреплять навыки дифференциации звуков П-Пь по предметным
картинкам.
Учить четко произносить слова слоговой структуры шестого типа - двухсложные слова из закрытых
слогов, игра “Назови ласково”. |
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Птенчики в
гнезде”.
Развивать координацию речи с движением “Ласточка”.
Развивать моторные функции (воспроизведение последовательности одинаковых (разных)
движений в заданном темпе и ритме), игра “Бабочки и цветы”.
|
Формировать умение составлять повествовательный рассказ “Скворечник” по
серии сюжетных картинок с дополнительной опорой на предметные картинки.
Составление предложений с предлогами В и НА. |
МАРТ, 3-я неделя, “ПРОФЕССИИ”
Составление описательного рассказа “Весна идет”.
Предлог ЗА |
Учить подбирать родственные слова к словам весна, солнце.
Формировать умение подбирать признаки к словам весна, солнце, снег.
Учить употреблять предлог ЗА с существительными в творительном и винительном
падежах. |
Закреплять умение дифференцировать звуки Т-Ть по предметным картинкам
(повторение).
|
Развивать координацию речи с движением “Шофер”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Что принес нам почтальон?”
Развивать ритмико-интонационную сторону речи: фонетическая ритмика – движения на согласные
звуки П-Т-Х. Проговаривание слогов с движениями.
Развивать моторные функции (повторение). |
Учить составлять описательный рассказ по простым сюжетным картинкам и опорным
словам.
Заучивание рассказа.
Упражнять детей в составлении предложений с предлогом ЗА по картинке. |
МАРТ, 4-я неделя, “ИНСТРУМЕНТЫ”
Пересказ сказки “Снегурочка”
Звук Кь |
Обогащать лексику родственными словами путем выделения из контекста.
Обогащать лексику признаками – продолжать учить подбирать признаки к предметам
|
Учить четко произносить звук Кь, различать звуки К-Кь.
Закреплять понимание мягкости согласных.
Продолжать формировать навыки звукового анализа: составление схем слов КОТ, КИТ, ТИК.
Учить четко произносить слова слоговой структуры шестого типа - двухсложные слова из
закрытых слогов, игра “Чего, кого нет?”. |
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “На работу”
Развивать ритмико-интонационную сторону речи: фонетическая ритмика – движения на согласный
звук К. Проговаривание слогов с движениями.
Формировать пространственные представления и оптико-пространственную ориентацию
(повторение) |
Обучать пересказу с опорой на серию сюжетных картинок иллюстрации к сказке.
Закреплять представления о временах года.
Корригировать логическое мышление и зрительное внимание на основе установления
последовательности развития событий, воспитывать интерес к занятиям. |
АПРЕЛЬ, 1-я неделя, “РЫБЫ”
Пересказ отрывка из “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина с опрой на
серию картинок.
Звук Ы |
Закреплять умение образовывать именительный падеж множественного числа
существительных.
Продолжать учить подбирать признаки к словам. |
Учить четко произносить звук Ы, выделять гласный Ы после согласного.
Формировать навыки звукового анализа, составление схем слов ПЫХ, ТЫК.
Учить четко произносить слова слоговой структуры шестого типа - двухсложные слова из закрытых
слогов, игра “Один-пять”.
|
Развивать координацию речи с движением “Аквариум”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Рыбка”.
Уточнять артикуляцию звука, нормализовать речевое дыхание, формировать умение изменять силу и
высоту голоса: фонетическая ритмика – движения на гласный звук Ы.
Формировать пространственные представления и оптико-пространственную ориентацию
(повторение). |
Продолжать учить краткому пересказу отрывка с опорой на иллюстрацию, развивать
диалогическую речь.
Упражнять в грамматически правильном оформлении предложений; активизировать словарь
прилагательных и глаголов; воспитывать усидчивость. |
АПРЕЛЬ, 2-я неделя, “ЦВЕТЫ”
Пересказ рассказа по сюжетной картинке “Овца и цветы”.
Звуки Ы-И |
Упражнять в образовании именительного падежа множественного числа
существительных.
Продолжать учить подбирать признаки к словам, относящимся к теме “Цветы” |
Учить различать звуки Ы-И на слух и в произношении.
Учить выделять ударные гласные Ы-И после согласных и в конце слова.
Продолжать формировать звуковой анализ слов ПЫХ, КИТ.
Учить четко произносить слова слоговой структуры седьмого типа - трехсложные слова с закрытым
слогом, игра “Назови ласково”. |
Формировать координацию речи с движением “На окне в горшочках”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Цветок”.
Уточнять артикуляцию звуков, нормализовать речевое дыхание, формировать умение изменять силу и
высоту голоса: фонетическая ритмика – движения на гласные звуки Ы-И.
Формировать пространственные представления и оптико-пространственную ориентацию
(повторение) |
Учить детей пересказывать рассказ значительного объема с наглядной опорой в
виде одной сюжетной картины.
Продолжать развивать связную речь; упражнять в грамматически правильном оформлении
предложений; стимулировать желание внимательно рассматривать картину; корригировать слуховое и
зрительное внимание. |
АПРЕЛЬ, 3-я неделя, “НАСЕКОМЫЕ”
Составление рассказа по серии сюжетных картинок “Гусеница и яблоко”
Звук Ль |
Учить образовывать и употреблять относительные прилагательные.
Активизировать словарь прилагательных и глаголов по теме “Насекомые” |
Закреплять правильное произношение звука Ль.
Учить определять место звука Ль в слове.
Закреплять умение делить слова на слоги.
Учить четко произносить слова слоговой структуры седьмого типа - трехсложные слова с закрытым
слогом, игра “Один-пять”. |
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Пчела”, “Бабочка”,
“Жук”, “Комарик”. “Оса”.
Развивать моторные функции (повторение). |
Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, последовательность
которых служит планом рассказывания;
Продолжать учить составлять фразы с опорой на картинку и вопрос.
Составлять предложения по предметным картинкам на Ль.
|
АПРЕЛЬ, 4-я неделя, “ЗООПАРК”
Притяжательные прилагательные с суффиксом –й- (на –ий, ья, -яе, -ьи).
Предлог К
|
Учить образовывать и употреблять притяжательные прилагательные с суффиксом –й-
(на –ий, ья, -яе, -ьи).
Обогащать лексику синонимами и антонимами.
Учить детей правильно употреблять предлог К с существительными в дательном падеже.
Обогащать словарный запас детей путем образования существительных с помощью различных
суффиксов. |
Продолжать совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза
(повторение).
Закреплять умение делить слова на слоги.
Учить четко произносить слова слоговой структуры седьмого типа - трехсложные слова с закрытым
слогом, игра “Назови и сделай”. |
Совершенствовать координацию речи с движением “Ежик и барабан”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Крокодил”, “Слон”.
Развивать моторные функции (повторение). |
Учить составлять предложения с использованием предметных картинок и схемы к
предлогу К.
Составлять предложения по сюжетным картинкам с предлогом К. |
МАЙ, 1-я неделя, “ВЕСНА”
Относительные прилагательные
Звуки Ль-Й |
Учить образовывать и употреблять относительные прилагательные от названий
деревьев.
Закреплять и различать хвойные и лиственные деревья.
Продолжать закреплять согласование прилагательных с существительными в роде, числе,
падеже.
Закреплять согласование притяжательных местоимений с существительными. |
Различать звуки Ль-Й на слух и в произношении.
Преобразовывать слова путем замены Й-Ль.
Совершенствовать навыки деления слов на слоги и составления схем слогового состава, выделения
ударного слога.
|
Совершенствовать координацию речи с движением “Веснянка”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Вышел дождик погулять”
Развивать моторные функции (повторение).
Уточнять артикуляцию звуков, нормализовать речевое дыхание, формировать умение изменять силу и
высоту голоса: фонетическая ритмика – проговаривание междометий с разной интонацией. |
Продолжать развивать связную речь; упражнять в грамматически правильном
оформлении предложений4 уточнять знания о предметах весны; активизировать словарь прилагательных
и глаголов по теме “Весна”; стимулировать желание внимательно рассматривать картину;
корригировать слуховое и зрительное внимание; воспитывать усидчивость. |
МАЙ, 2-я неделя, “ДЕНЬ ПОБЕДЫ”
Предлог ОТ
Звук В |
Упражнять в правильном употреблении предлога ОТ с существительными в
родительном падеже.
Учить дифференцировать звук В и предлог В: составление предложений по предметным
картинкам. Обогащать словарь по теме “Армия”. |
Учить четко произносить звук В, различать звуки В-Вь,
выделять звук В перед гласными, определять место звука в словах.
Продолжать учить делить слова на слоги, составлять схемы слогового состава.
|
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Здравствуй”,
“Дружба”.
Уточнять артикуляцию звуков, нормализовать речевое дыхание, формировать умение изменять
силу и высоту голоса: фонетическая ритмика - движения на согласный звук В. Проговаривание
слогов с движениями.
Развивать моторные функции (повторение). |
Учить детей составлять предложения по схеме и предметным картинкам с предлогом
ОТ.
Продолжать учить составлять связные высказывания, объединять их с готовой концовкой рассказа,
активизировать словарь прилагательных; продолжать учить подбирать доступные антонимы;
корригировать слуховое внимание на основе запоминания ответов товарищей; воспитывать чувство
уважения к товарищам. |
МАЙ, 3-я неделя, “ГОРОД”
Составление рассказа по сюжетной картинке “Друзья”
Звук Ф |
Закреплять употребление предлога В.
Обогащать словарь по теме “Город”.
|
Учить четко произносить звук Ф, определять место звука в словах.
Закреплять умение делить слова на слоги, составлять схемы слогового состава 1-, 2-, 3-сложных
слов.
Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза: МИФ.
|
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Домик”,
Уточнять артикуляцию звуков, нормализовать речевое дыхание, формировать умение изменять силу и
высоту голоса: фонетическая ритмика - движения на согласный звук Ф. Проговаривание слогов
с движениями.
Развивать моторные функции (повторение). |
Закреплять умение составлять рассказ по одной сюжетной картинке, изображенные
на которой события – конечный результат действия.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы, строить фразы с включением нескольких определений.
|
МАЙ, 4-я неделя, “ЛЕТО”
Составление рассказа по сюжетной картинке “Случай в лесу”
Дифференциация предлогов ОТ и К |
Учить правильно употреблять предлоги с существительными в дательном и
родительном падежах.
|
Закреплять умения звукового анализа и синтеза, деления слов на слоги
(повторение).
|
Развивать моторных функций (повторение). |
Закреплять умение составлять рассказ по одной сюжетной картинке, изображенные
на которой события – конечный результат действия.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы, строить фразы с включением нескольких
определений.
Составлять предложения с предлогами ОТ и К с выбором нужной схемы маленького
слова. |
Желаем успехов!
| |