Игрушка “Змейка”; схемы артикуляционных упражнений; муляжи овощей; одноразовый
шпатель для постановки звука (ш).
- Организационный момент.
Сегодня к нам на занятие собирается какой-то гость. Но кто это,
ты узнаешь чуть позже.
- Основная часть
Прежде чем встретить нашего гостя, нужно хорошенько размяться,
поработать над дыханием, сделать гимнастику для языка.
Работа над дыханием
Высматриваем огурцы. Вытянуть шею (вдох ртом). Наклонить голову вперед вниз
(выдох носом). “Посмотрим, будет ли дождик”: Поднять голову в исходную позицию, затем
откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходную позицию (выдох носом).
Что мы видим слева, а что — справа? Посмотреть направо —
увидеть “арбуз”, посмотреть налево — увидеть “дыню”. Поворачивать голову в стороны: налево
(вдох носом) — прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом) — прямо (выдох носом).
Мимические упражнения
Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.
Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное
пугало, чтобы все птицы вас испугались.
Артикуляционная гимнастика
А сейчас поработаем язычком. Выполним последовательно упражнения
“Забор” — “Окно” — “Мост” — “Лопата” — “Вкусное варенье” (следить или держать пальцами
нижнюю губу) — “Фокус” — “Теплый ветер”.
|
«Постановка звука Ш.» Нажмите на рисунок, чтобы
увеличить |
- А теперь пора узнать, кто же к нам пришел.
Логопед. Правильно, к нам пришла “Змейка” (выставляет
игрушку). Она любит шипеть. Давай покажем, как она это делает. Что бы змейка зашипела,
ей нужно посвистеть: с-с-с. В это время ты лопаточкой приподними язычок и послушай змейку
(постановка звука (ш) от звука (с) с механической помощью).
- Посмотри на змейку, какая она? Она короткая?
Ребенок. Нет, длинная!
Логопед. Она злая?
Ребенок. Нет добрая!
Логопед. Она грустная?
Ребенок. Нет веселая!
Логопед. Она колючая?
Ребенок. Нет, гладкая!
Логопед. Змейка очень любит прятаться. Вот и сейчас она пошипела и
спряталась (постановка звука (ш) от звука (с) с механической помощью). Давай ее
поищем. Я буду произносить слова, а ты внимательно слушай. Как только услышишь, что змейка
шипит: ш-ш-ш, кричи громко: “Вот ты где!”
Собака, шапка, жираф, фартук, машина, халат, мешок, снежинка, игрушка
и т.д.
Давай еще раз покажем, как шипит змейка (постановка звука (ш) от
звука (с) с механической помощью).
- А сейчас змейка отправляется гулять на огород. Она хочет посмотреть,
какие овощи растут на огороде.
Развитие мелкой моторики.
Поочередно загибать пальцы.
Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Змейка устала и уползла к себе в домик. Покажи мне еще раз, как змейка
шипела (постановка звука (ш) от звука (с) с механической помощью).
- Итог занятия.
Сегодня на занятии ты учился правильно шипеть и показал змейке,
как хорошо у тебя это получается!