ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

When.Flights

Полезное:

Применение логокоррекционных методов и приемов на уроках русского языка и чтения.

Толстоногова А.А., учитель-логопед, средняя общеобразовательная школа № 43 г.Хабаровска.

Высокий уровень современных технологий по изучению развития детей различных категорий позволяет выделить более 20 видов сложных и

Материал с сайта www.logoped.ru
множественных нарушений, в которых могут быть представлены сочетания первичных сенсорных, двигательных, речевых, эмоциональных нарушений друг с другом, а также сочетания всех дефектов с умственной отсталостью разной степени выраженности. Столь значительное многообразие проявлений не может не сказаться на постановке дифференцированных задач воспитания и обучения детей с дефектами в развитии, на выборе методов и приемов работы с ними в процессе полипедагогического взаимодействия.

Современными специалистами взаимодействие определяется как процесс взаимного влияния людей на сознание и поведение друг друга, в ходе которого происходит взаимное согласование действия, благодаря чему становится возможной нормальная деятельность социальной группы (организации).

Организуя коррекционно-логопедический процесс, учитель-логопед взаимодействует и сотрудничает со специалистами педагогического блока:

воспитателем (воспитателем ГПД), учителем-дефектологом, педагогом-психологом; учителем (начальных классов, музыки и хореографических кружков, физкультуры).

Успешное осуществление коррекционной работы во многом зависит от контакта учителя-логопеда с учителем-дефектологом, учителями начальных классов. Здесь, прежде всего, должна быть преемственность в планировании, сроках прохождения программного материала, учет требований программы. Помимо специфических рекомендаций, которые дает логопед учителям, следует учитывать объем и дозирование речевого материала, самостоятельных видов работ, сроки введения ребенка во фронтальную работу на уроке.

Например, чтение для большинства учащихся 1-2 классов с речевыми нарушениями – трудный процесс, поэтому тексты задач по математике читаются совместно, а решение и ответ дети пишут самостоятельно. В уроки чтения и русского языка вводятся упражнения по развитию речевого слуха, артикуляционной моторики, мелкой моторики, даются рекомендации для работы над просодической стороной речи. При подборе заданий предпочтение отдается не репродуктивным формам работы (списать, вставить пропущенную букву, подчеркнуть), а тем, которые активизируют речемыслительную деятельность ученика. Таким образом, учитывается один из главных принципов коррекционного обучения – одновременная работа над всеми компонентами речевой системы, решаются следующие задачи:

  1. Формировать необходимые знания, развивать речь путем накопления, обогащения и активизации словаря, уточнения значения слов и представлений.
  2. Формировать положительные навыки общего и речевого поведения, закреплять навыки пользования доступной, активной, самостоятельной речью.

Поэтому, целесообразно применение различных методов и приемов, в том числе и логокоррекционных, на уроках русского языка и чтения.

Виды логокоррекционных методов и приемов, применяемых на уроках русского языка и чтения

Виды обучающих диктантов: словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, письмо по памяти, предупредительные, объяснительные, свободные. В конце каждой темы проводится контрольный диктант. Если в тексте диктанта встречаются слова на еще не изученные правила, их следует выписывать на доску.

При проведении контрольного диктанта учитель прочитывает весь текст выразительно, медленно. Выясняет, что непонятно. Далее он диктует текст по отдельным предложениям в соответствии с произносительными нормами русского языка. Чтение должно быть достаточно громким и внятным, но не подсказывающим. Темп чтения – равномерный. После записи всего текста учитель прочитывает его целиком. Ученики следят по тетрадям проверяя написанное. Далее выполняется задание к тексту.

Выборочные диктанты позволяют за короткое время повторить большой объем материала. Учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Несколько примеров анализируется коллективно, далее класс выполняет работу самостоятельно. Со слабоуспевающими школьниками учитель работает индивидуально. К диктанту могут быть предложены дополнительные задания (выдели корень, укажи род, падеж и т.п.). Данный вид диктантов позволяет выявить, насколько осознанно школьники усвоили материал и проводится, когда тема достаточно закреплена.

Зрительные диктанты основаны на зрительном восприятии текста. Текст записывается на доске, школьники анализируют орфограммы, распознают слова на изучаемые правила. Текст закрывается. После записи под диктовку сами проверяют текст.

Письмо по памяти требует от учеников предварительного заучивания. Перед написанием объясняются трудные орфограммы, знаки препинания, правописание слов на неизученные правила. Далее текст закрывается и записывается учащимися по памяти. После записи текст открывают, дети сличают свои записи с написанным на доске. Такой вид диктантов развивает память и орфографическую зоркость.

Особенность предупредительного диктанта состоит в том, что ошибки как бы предупреждаются до записи текста. Учитель читает текст по предложениям. Учащиеся повторяют предложение и объясняют, как надо писать те или иные слова. Школьники воспринимают текст на слух, выделяю трудные в орфографическом отношении слова и решают, как следует их писать. Этот вид диктанта целесообразно использовать на начальном этапе изучения правила.

При проведении объяснительного диктанта объяснение трудных слов дается после записи. Он проводится, когда учащиеся достаточно хорошо усвоят тему и могут самостоятельно применять правила на практике.

В процессе творческих диктантов учащиеся практикуются в замене одних грамматических форм другими (ед. ч. вместо мн. ч. и т.п.) или упражняются в умение вставлять в текст какую либо грамматическую категорию (прилаг., сущ., и т.п.). Последний вид работы требует предварительной подготовки.

Тексты свободных диктантов более объемные, но несложные по содержанию и легко распадаются на логически законченные части. Текст не читается целиком. Учитель диктует каждую часть два раза, затем учащиеся пишут так, как запомнили. Учитель напоминает им, что желательно сохранить в тексте слова с изучаемой орфограммой. Свободный диктант проводят перед контрольным, когда изучаемый материал достаточно хорошо усвоен. После того, как учитель прочитает часть диктанта, состоящую из 3 – 4 предложений, он предлагает детям пересказать отрывок. Данный вид диктантов способствует не только совершенствованию навыков грамотного письма, но и развитию речи.

Слуховой диктант устанавливает возможность учащегося самостоятельно проводить композиционно-смысловой анализ письменного текста и определять его коммуникативно-прогностический вариант.

Графический диктант – нетрадиционная форма письма под слуховую диктовку, является щадящей формой контроля, т.к. исключает из поля зрения детей другие орфограммы, не является последней стадией контроля, однако позволяет тренировать учащихся в различении смешиваемых звуков на сложных словах, которые могут быть включены в текстовый контрольный диктант. Например, фраза “В сосновом лесу смолистый запах.” выглядит так “-сс с сс з”. Этот вид работы позволяет также закрепить ряд других навыков письма: учащиеся воспринимают на слух, анализируют, отражают в записи членение текста на предложения, предложений на слова, приучаются вычленять предлоги, расширяется словарный запас детей, увеличивается объем слуховой памяти, совершенствуется навык точного и быстрого звукового анализа с опорой на артикуляцию. Обычно дети охотно пишут графические диктанты, новые обозначения не вызывают затруднений, т.к. принцип записи одинаков.

Списывание может быть с рукописного текста, с печатного текста, осложненное заданиями логического и грамматического характера.

Списывание как простейший вид письма наиболее доступен детям. Ценность его – в возможности согласовать темп чтения записываемого материала, его проговаривания и записи с индивидуальными возможностями детей. При списывании дети учатся запоминать слог, а не букву. Часто приходится предлагать детям для списывания слова и тексты, уже разделенные на слоги черточками. В процессе списывания у детей воспитываются и навыки самопроверки, чтение при этом выполняет функцию контроля.

Словарная работа на уроках русского языка

Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных правил, пишутся словарные диктанты.

Методы работы над правописанием трудных слов

  1. Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске.
  2. Вставка слова в классное наборное полотно.
  3. Чтение слова учителем.
  4. Объяснение значения слова (учителем или детьми).
  5. Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).
  6. Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом).
  7. Запись слова в орфографический словарик.
  8. Задание на дом – выучить написание слова.
  9. Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.

Виды работ со словарными словами

  1. Загадки (ответы загадок являются словарными словами).
  2. Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).
  3. Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).
  4. Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).
  5. Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к теме “Огород” или “Школа” и т.п.)
  6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
  7. Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).
  8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
  9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
  10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
  11. Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
  12. Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву М, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).
  13. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
    • по родам;
    • по числам;
    • по склонениям;
    • с непроверяемой и проверяемой гласной;
    • одушевленные или неодушевленные предметы;
    • по тематике – “Город” и “Деревня”;
    • по частям речи;
    • с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге.
  14. Выписать из данных слов:
    • слова, состоящие из двух, трех слогов;
    • слова с Й;
    • слова с шипящими.
  15. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
  16. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звуко–буквенного анализа.
  17. Восстановление деформированного текста или предложения
    Материал с сайта www.logoped.ru
    (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
  18. Разбор слов по составу.
  19. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
  20. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
  21. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
  22. Заменить одним словом (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе, одерживать победу - побеждать).
  23. Письмо по памяти.
  24. Самодиктант и взаимопроверка.
  25. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).
  26. Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).
  27. Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.
  28. Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
  29. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
  30. Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
  31. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить…).

Предупреждение ошибок на уроках русского языка

Для предупреждения ошибок используют следующие виды упражнений:

  • соотнесение орфограммы с определенным правилом;
  • звуковой анализ слова;
  • четкое проговаривание слов;
  • условно-графическая запись слова;
  • составление слов из разрезной азбуки;
  • запись слов на плакате с выделением изучаемой орфограммы;
  • использование другого цвета для выделения изучаемой орфограммы при записи слов на доске и в тетради;
  • применение правил с обязательным объяснением;
  • написание предупредительных диктантов (слуховой, зрительный, письмо по памяти, комментированное письмо);
  • соблюдение орфографического режима (порядок ведения тетради, регулярная проверка тетрадей, работа над ошибками, соответствующие требования к наглядности, грамотная речь педагогов) и гигиенического режима (организация рабочего места, посадка, расположение тетради, определенный объем работы, чередование труда и отдыха);
  • повторение диктуемых слов и предложений учителем;
  • четкое или распевное проговаривание слов учителем;
  • осуществление индивидуально – дифференцированного подхода к учащимся.

Дидактические игры на уроках русского языка и чтения

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Используя игру по правилам, количество условий игры должно быть ограничено двумя – тремя, т.к. некоторым детям с речевыми нарушениями трудно усвоить большое количество правил игры. Учителю следует помогать во время игры тем детям, которым трудно запомнить принцип игры. По окончании игры следует выявить победителя и поощрить его. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока, особенно она целесообразна на этапах повторения и закрепления материала.

В виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например: “Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке”, “Здесь зашифрована тема нашего урока” или “Решив занимательный пример, вы узнаете тему нашего урока”.

Использование игры в процессе объяснения нового материала. Например: игра “Собери слово” при изучении темы “Соединительные гласные О и Е”.

Использование дидактических игр при проверке пройденного материала. Например: игра “Орфографическое лото”, “Синонимы (антонимы)”, “Кто больше напишет слов”, “Не перепутай”, “Третий лишний” и т.п.

Игры могут быть с предметами – использование муляжей, природного материала. Например: игра “Овощи – фрукты”, “Волшебный мешочек”, уточняется цвет форма, вкус, запах назначение, размер предмета. Упражнения в определении предмета по какому–либо одному качеству (признаку), предметы сравниваются, идет классификация предметов.

Настольные (настольно – печатные) игры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Например: игра “Четвертый лишний”, “Парные картинки”, “Почта”, “Узнай силуэт”, “Собери картинку”, “Где ошибся художник”, “Домино”, “Лото” и т.д.

Словесные (вербальные) игры. Например: самостоятельное составление загадок, игра “Узнай по описанию”, “Назови одним словом”, “Найди ошибку”, различные загадки, шарады, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и т.д.

План разбора художественного произведения на уроке чтения:

  1. Подготовка к чтению и словарная работа:
    • обращение к прошлому опыту учащихся;
    • беседа или рассказ учителя в сочетании с наглядным материалом, создание проблемной ситуации;
    • использование музыки;
    • предварительное составление рассказа с опорой на тему и иллюстрацию;
    • словарная работа (2-3 слова в начальной школе, 4-5 слов в старшей, разбор новых, непонятных слов).
  2. Чтение текста учителем.
  3. Проверка первого восприятия (эмоциональный настрой учащихся).
  4. Речевая зарядка или словарная работа (трудночитаемые слова).
  5. Чтение текста учащимися (возможно с параллельным проведением словарной работы). Слова разбираются в контексте, в старших классах учащиеся пытаются сами объяснить их значение.
  6. Анализ произведения. Вопросы по содержанию текста. Чем старше дети, тем меньше информационных вопросов и больше смысловых.
  7. Деление текста на части и озаглавливание частей.
  8. Пересказ прочитанного (возможные варианты: по цепочке, с эстафетой, от другого лица, по иллюстрации или серии иллюстраций, по картинному плану к абзацам, краткий пересказ, выборочный, полный, пересказ по картинно-символическому плану, пересказ по вопросам, творческий пересказ).
  9. Работа над характеристикой действующих лиц.
  10. Обобщающая беседа (если работали над большим произведением или темой): сравниваются главы прочитанного произведения или тексты из изученной темы; сравниваются характеры героев; сравнивается и разбирается последовательность развития событий в разных произведениях или в одном; выделяется общая идея, включается работа с пословицами и загадками.

Виды работы над текстом на уроке чтения

  1. Чтение всего текста (по заданию учителя).
  2. Чтение, деление на части. Составление плана.
  3. Чтение, после чтения - пересказ.
  4. Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.
  5. Чтение цепочкой по предложению, по абзацу.
  6. Чтение вполголоса.
  7. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
  8. Чтение, ответы на вопросы, подтверждение отрывком из текста.
  9. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
  10. Чтение “выше нормы” (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10 – 15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50 – 55 слов в минуту).
  11. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  12. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
  13. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
  14. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
  15. Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?)
  16. Чтение по ролям, чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  17. “Живая картинка” (один ученик читает, другой мимикой лица, жестами реагирует на услышанное).
  18. Нахождение отрывка, который нужно прочитать с разной эмоциональной окраской (презрительно, строго, с насмешкой, весело и т.п.).
  19. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.
  20. Конкурсное чтение стихотворений.
  21. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  22. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  23. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
  24. Чтение стихотворения, расстановка пауз.
  25. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
  26. Чтение, пометка непонятных слов.
  27. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).
  28. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
  29. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
  30. Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором).

Применение разнообразных логокоррекционных методов и приемов не только на логопедических занятиях, но и на уроках, значительно повышает результативность работы с детьми, имеющими речевые нарушения,

Материал с сайта www.logoped.ru
побуждает их к активному включению в полноценную учебную деятельность в условиях дидактической коммуникации. Это, в свою очередь, помогает избежать серьезных трудностей в дальнейшем обучении, способствует полноценному овладению детьми академическими знаниями.

Список литературы

  1. Воронова А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи. //Методы изучения и преодоления речевых расстройств. – СПб.: Образование, 1994.
  2. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1993.
  3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Издательский Дом “МиМ”, 1997.
  4. Корнев А.Н. О медико-психологических принципах предупреждения дислексии у детей. //Расстройства психических функций у детей и их медико-педагогическая коррекция. – Л.: Издательство ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1988.
  5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 303с.
  6. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1995.
  7. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994.
  8. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения чтения и письма у учащихся общеобразовательной школы. //Дефектология. – 1988. - № 5.

Желаем успехов!

 

Логопедические игры на портале Мерсибо

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2020 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service