|
Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте.
Сульина Ю.С., учитель-логопед, ГБДОУ детский сад № 25 комбинированого вида Невского
района С-Пб.
Малкина Ю.В., учитель-логопед, ГБДОУ детский сад № 108 с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию Невского района С-Пб.
Для того, чтобы ребёнок научился писать и читать требуется хорошо развитое зрительное
восприятие, внимание, память, пространственная ориентировка. Если эти функции у ребёнка,
сформированы недостаточно - это затрудняет запоминание образа букв, ведет к их
забыванию.
У детей с нарушениями речи наблюдается слабая устойчивость внимания, ограниченные
возможности его распределения. Им трудно запомнить сложные зрительные конструкции, их
элементы и направления. Без специального обучения дети с большим трудом овладевают навыками
чтения и письма. Поэтому поиски разнообразных способов, приёмов и методик в логопедической
практике не утратили своей важности.
Пользуясь в своей работе мнемотаблицами (для развития связной речи) мы обратили внимание
на то, что они помогают значительно сократить период обучения и в то же время решают задачи
направленные на:
• Развитие основных психических функций – восприятия, внимания, памяти.
• Развитие зрительно – пространственных функций
• Развитие связной речи
В результате этого было принято решение использовать мнемотаблицы при обучении детей
грамоте. Нами были разработаны таблицы, которые позволяют:
Знакомить детей с образом буквы (из каких элементов она состоит, количество этих
элементов, пространственное расположение этих элементов)
Формировать знания об акустических признаках звуков (гласный-согласный,
звонкий-глухой, мягкий-твёрдый)
Далее приведены различные варианты работы с таблицами на примере буквы “П”.
I вариант. “Запомни и заполни”
1. Цели:
- Познакомить (или закрепить) с образом буквы
- Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное
расположение.
- Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или
глухой, мягкий или твёрдый)
- Формировать фонематические представления
- Развивать зрительное внимание и память
- Развитие зрительно-пространственных представлений
- Развитие связной речи
- Развитие графо-моторных навыков
2. Правила работы с таблицей:
Ребёнку предлагается рассмотреть таблицу и постараться её запомнить. Одновременно логопед
рассказывает, что там нарисовано и почему.
| «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте - рис
1» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить | Логопед:-В
центральном квадрате находится буква П. Она состоит из 3 -х палочек: 2 -х длинных и одной
короткой. Поэтому слева от буквы написана цифра 3, а справа нарисованы три палочки. В левом
нижнем углу и в правом нижнем углу нарисованы круги - синий и зелёный, которые показывают,
что знакомые уже детям звуки [п] и [пь] обозначаются буквой П. В левом верхнем углу (над
синим кругом) нарисована палатка, т.к. это слово начинается со звука [п]. В правом верхнем
углу ( над зелёным кругом) нарисована пила, т.к. это слово начинается со звука [пь]. Под
буквой П нарисован зачёркнутый колокольчик, который обозначает, что звук [п] глухой (
голосок не звенит). Над буквой П нарисован прямоугольник, т.к. буква П похожа на
прямоугольник.
Логопед убирает таблицу и предлагает детям самим вспомнить и заполнить эту таблицу. После
того, как дети заполнили таблицу им предлагается рассказать, как они вспомнили то, что там
было нарисовано.
II вариант “Заполни сам”
1.Цели:
- Познакомить (или закрепить) с образом буквы
- Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное
расположение.
- Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или
глухой, мягкий или твёрдый)
- Формировать фонематические представления
- Развитие зрительно-пространственных представлений
- Развивать зрительное внимание и память
- Развитие логического мышления
- Развитие связной речи
- Развитие графо-моторных навыков
2. Правила работы с таблицей:
После того, как дети познакомились с 1 вариантом работы по таблицам, им предлагается
самим попробовать заполнить таблицу и объяснить, как они это сделали.
| «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте - рис
2» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
III вариант “Найди ошибку”
1. Цели:
- Познакомить (или закрепить) с образом буквы
- Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное
расположение.
- Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или
глухой, мягкий или твёрдый)
- Формировать фонематические представления
- Развитие зрительно-пространственных представлений
- Развитие логического мышления
- Развитие связной речи
2. Правила работы с таблицей:
Детям предлагается рассмотреть заполненную таблицу и найти в ней ошибку.
| «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте - рис
3» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Дети объясняют, что нарисован колокольчик, который не зачёркнут – это не верно, т.к. звук
[п] глухой (голосок не звенит)
IV вариант “Подбери букву”
1. Цели:
- Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное
расположение.
- Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или
глухой, мягкий или твёрдый)
- Формировать фонематические представления
- Развитие зрительно-пространственных представлений
- Развитие логического мышления
- Развитие связной речи
2. Правила работы с таблицей:
Детям предлагается заполненная таблица, только без буквы в центре. Детям предлагается
подумать, догадаться и объяснить, какая это буква может быть.
| «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте - рис
2» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Используя в работе по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи таблицы, о
которых сказано выше, мы достигли следующих результатов:
- Уменьшилось количество ошибок при написании букв имеющих свойство зеркальности
- Дети стали лучше усваивать такие абстрактные понятия, как “буква”, “звук”, “гласный”,
“согласный”, “мягкий”, “твёрдый”, “звонкий”, “глухой”.
- У детей улучшилось внимание, память, логическое мышление, графо – моторные навыки
- Повысился интерес к занятиям
Далее предложены некоторые варианты таблиц, используемые нами в работе.
| «1» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
| «2» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
| «3» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
| «4» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
| «5» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
| «6» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
| «7» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
| «8» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
| «9» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
| «10» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
| «11» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
| «12» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
| «13» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
| «14» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
| «15» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
| «16» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
| «17» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
| «18» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
| «19» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
| «20» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
| «21» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Желаем успехов!
| |