|
Планирование коррекционной работы по развитию эмоциональной лексики в старшей группе
Приложение к "Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности".
Скотникова Е.С., логопед, г.Асбест, Свердловская обл.
Подготовительный этап
Развитие паралингвистических средств общения и интонационной стороны речи
(сентябрь – декабрь)
№
п/п |
цель |
Блок деятельности |
1 |
Изучение и уточнение эмоциональных состояний |
- Беседы.
- Игры “Разные настроения”.
|
2 |
Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние |
- Мимические средства (мимическая гимнастика).
- Пантамимические средства (использование пантамимических этюдов как физминутки и упражнения на релаксацию).
- Графические изображения лица.
- Цветовая характеристика эмоций.
- Игры “Обезьянки”, “Книга настроений”, “Зеркальный кубик”, “Кубик эмоций”, “Наседка и цыплята”, “Лото настроений”, “Собери лицо”, “Нарисуй клоуна”, “Комната смеха”, “Через стекло”, “Следствие ведут малыши”, “Угадай по описанию”.
|
3 |
Развитие способности понимать свои чувства и чувства других людей |
- Чтение небылиц “Так бывает или нет”, “Первый раз в детском саду”, “Обычный, странный”, “Разные колеса”, “У тебя у самого свой ум” В.Даля.
- Упражнение (ТРИЗ), “Хорошо – плохо”, “Я думаю-он думает…”.
- Прослушивание музыкальных фрагментов и определение эмоционального настроения.
- Игры “Чья песенка”, “Кто так танцует”, “Что тебе снится”, “Подбери к мелодии цвет”, “Азбука настроений”, “Встреча настроений”.
|
4 |
Формирование воспроизведения ритма речи |
- Ритмические упражнения. Прослушивание и отстукивание по подражанию разных ритмических рисунков: “По какой дорожке скачет лягушка”, “Высоко-низко”; “Полет пчелы”.
|
5 |
Формирование восприятия выразительности речи |
- Игры “Кто так говорит”, “Какое настроение у ежика”, “Какая маска говорит”.
|
6 |
Использование междометий в экспрессивной речи |
- Проговаривание с нужной интонацией междометий на материале стихов и историй рассказываемых логопедом.
|
7 |
Использование фразы с нужной интонацией. |
- Проговаривание с нужной интонацией предложений сопряженно, отраженно, самостоятельно.
- Игры “У меня есть кот”, “У меня есть собака”, “Мама пришла”.
|
8 |
Умение дифференцированно использовать интонационную выразительность в экспрессивной речи |
- Диалоги.
- Стихотворения.
- Игры-драматизации “Перчатки”, “Котята”, “Сказка о глупом мышонке”, “Теремок”, “Колобок”, “Три медведя” и др.
|
Основной этап
Формирование эмоциональной лексики
(январь – май)
№
п/п |
Цели и задачи |
Блок деятельности |
Словообразование
|
1 |
Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением |
- Игры “Ласковые имена”, “Оденем кукол на прогулку”, “Накрой на стол”, “Большой – маленький”.
|
2 |
Образование слов со значением увеличительности (суффикс “ищ”)
|
- Игры “Братец Ик и Братец Ищ”, “Гномы и великаны”
|
3 |
Образование слов-синонимов |
- Игры “Слова – друзья”, “Скажи по-другому”, “Я начну, а ты продолжи”, “Кто больше”.
|
4 |
Образование слов-антонимов |
- Игры “Наоборот”, “Вредный попугай”, “Слова – враги”.
|
5 |
Образование прилагательных путем чистого или префискального повтора (добрый – добрый, добрый – предобрый)
|
- Игра “У кого больше”, “Раскрась слова”, “Подбери к цвету слово”
|
Образование словосочетаний
|
1 |
Добавление слов в словосочетании |
- Подбор существительных к прилагательным.
- Игры “Про кого можно сказать”, “Подбери словечко”, “Я начну, а ты продолжи”, “Кто больше”.
|
2 |
Образование словосочетаний от прилагательных в сравнительной и превосходной степени
|
- Игры “Подбери слова к цвету”, “Угадай кто веселее”, “Разложи и расскажи”, “Кто лучше”, “Расскажи кто как одет”
|
3 |
Образование словосочетаний с синонимически близкими словами
|
- Игры “Скажи по-другому”, “Я начну, а ты продолжи”.
|
4 |
Образование словосочетаний со словами противоположного значения
|
- Игры “Скажи наоборот”, “Вредный попугай”, “Хорошо – плохо”, “Красивое и безобразное”, “Испорченный телефон”.
|
Составление предложений
|
1 |
Составление предложений с заданным словом
|
- Игра “Составь предложение”.
|
2 |
Составление деформированного предложения
|
- Игры “Подружи слова”, “Помоги Незнайке”, “Верно – неверно”.
|
3 |
Распространение предложений с помощью синонимов
|
- Игра “Снежный ком”, “Кто скажет лучше”, “Подбери красивые слова”.
|
4 |
Составление предложений с противительным союзом “А”
|
- Игры “Наоборот”, “Вредный Буратино”, “Я начну, а ты продолжи”.
|
5 |
Составление предложений, с союзом “потому что” |
- Игры “Я начну, а ты продолжи”, “Почему так бывает”, “Почему и потому”.
|
Обучение рассказыванию
|
1 |
Составление рассказов по графическим схемам
|
- Игры “Прочитай письмо”, “Напиши письмо другу”.
|
2 |
Составление рассказов по серии сюжетных картин |
- Расположение в нужном порядке картинок.
- Определение эмоционального состояния героев.
- Рассказывание “по цепочке”.
- Составление рассказа, придумывание к нему названия и дополнение его описания предыдущего события.
- Инсценировка рассказа.
|
3 |
Составление рассказа по сюжетной картине |
- Беседа по вопросам.
- Рассказ, составленный из ответов детей.
- Составление плана рассказа с использованием опорных схем, картинок, пиктограмм.
- Составление рассказа “по цепочке”.
- Самостоятельное рассказывание.
|
Планирование коррекционной работы по развитию эмоциональной лексики в подготовительной группе
Развитие паралингвистических средств общения и интонационной стороны речи
№
п/п |
цель |
Блок деятельности |
1 |
Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние |
- Мимические средства (мимическая гимнастика).
- Пантамимические средства (использование пантамимических этюдов как физминутки и упражнения на релаксацию).
- Графические изображения лица.
- Цветовая характеристика эмоций.
- Игры “Комната смеха”, “Через стекло”, “Где мы были не скажем, что делали покажем”, “Угадай по описанию”, “Зеркало движений”, “Рассмеши царевну-Несмеяну”, “Обезьянки”, “Книга настроений”, “Угадай настроение”, “Кубик эмоций”, “Наседка и цыплята”, “Лото настроений”, “Собери лицо”, “Нарисуй клоуна”.
|
2 |
Развитие способности понимать свои чувства и чувства других людей |
- Чтение небылиц “Так бывает или нет”, “Обычный, странный”, “Разные колеса”, “У тебя у самого свой ум” В.Даля.
- “Сказки наизнанку”, “Яначну, а ты продолжи”, “Нравится – не нравится”, “Хорошо – плохо”, “Я думаю-он думает…”.
- Прослушивание музыкальных фрагментов и определение эмоционального настроения.
- Игры “Назови похожее”, “Два зеркала”, “Детективы”, “Здравствуй-прощай”, “Чья песенка”, “Кто так танцует”, “Что тебе снится”, “Подбери к мелодии цвет”, “Азбука настроений”, “Встреча настроений”.
|
3 |
Формирование воспроизведения ритма речи |
- Ритмические упражнения. Прослушивание и отстукивание по подражанию разных ритмических рисунков:
- Прослушивание изолированных ударов и определение количества ударов, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.
- Прослушивание серии простых ударов и предъявление карточки.
- Прослушивание серии акцентированных ударов и предъявление карточки.
- Отстукивание подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленных изолированных ударов.
- Запись условными знаками предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные).
- Самостоятельное воспроизведение по предъявленной карточке удары и
их серии (простые и акцентированные).
- Игры “Лягушка скачет”, “Пчелка летит”
|
4 |
Формирование восприятия выразительности речи |
- Игры “Сердитый дедушка”, “Иностранец”, “Кто так говорит”, “Какое настроение у ежика”, “Какая маска говорит”.
|
5 |
Использование междометий в экспрессивной речи |
- Проговаривание с нужной интонацией междометий на материале стихов и историй рассказываемых логопедом.
|
6 |
Использование фразы с нужной интонацией в экспрессивной речи |
- Проговаривание с нужной интонацией предложений сопряженно, отраженно, самостоятельно.
- Игры “иностранец”, “Подарок”, “Мама пришла”, “День рождения Маши”, “Новая игрушка”, “В гостях у Петрушки”, “В зоопарке”.
|
7 |
Умение дифференцированно использовать интонационную выразительность в экспрессивной речи |
- Диалоги.
- Стихотворения.
- Игры-драматизации “Три поросенка”, “Рукавичка”, “Сказка о глупом мышонке”, “волк и семеро козлят”, “Лиса и волк”, “Три медведя” и др.
|
Формирование эмоциональной лексики
№
п/п |
Цели и задачи |
Блок деятельности |
Словообразование
|
1 |
Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением |
- Игры “Ласковые имена”, “Оденем кукол на прогулку”, “Накрой на стол”, “Большой – маленький”.
|
2 |
Образование слов со значением увеличительности (суффикс “ищ”)
|
- Игры “Братец Ик и Братец Ищ”, “Гномы и великаны”
|
3 |
Образование слов-синонимов |
- Игры “Слова – друзья”, “Скажи по-другому”, “Я начну, а ты продолжи”, “Кто больше”.
|
4 |
Образование слов-антонимов |
- Игры “Наоборот”, “Вредный попугай”, “Слова – враги”.
|
5 |
Образование прилагательных путем чистого или префискального повтора (добрый – добрый, добрый – предобрый)
|
- Игра “У кого больше”, “Раскрась слова”, “Подбери к цвету слово”, “Разложи по цветам”.
|
6 |
Образование превосходной степени прилагательных (грустный – наигрустнейший)
|
- Игра “У меня столько, а у тебя еще больше”.
|
Образование словосочетаний
|
1 |
Добавление слов в словосочетании |
- Подбор существительных к прилагательным.
- Игры “Про кого можно сказать”, “Подбери словечко”, “Я начну, а ты продолжи”, “Кто больше”.
|
2 |
Образование словосочетаний от прилагательных в сравнительной и превосходной степени
|
- Игры “Подбери слова к цвету”, “Угадай кто веселее”, “Разложи и расскажи”, “Кто лучше”, “Расскажи кто как одет”
|
3 |
Образование словосочетаний с синонимически близкими словами
|
- Игры “Скажи по-другому”, “Я начну, а ты продолжи”, “Слова-друзья”.
|
4 |
Образование словосочетаний со словами противоположного значения
|
- Игры “Скажи наоборот”, “Вредный попугай”, “Хорошо – плохо”, “Красивое и безобразное”, “Испорченный телефон”.
|
5 |
Образование словосочетаний путем добавления главного слова к зависимому
|
- Игра “Подбери слово”, “Скажи какой”, “Я начну, а ты продолжи”, “Кто скажет больше”, “Укрась слово”.
|
6 |
Образование словосочетаний путем добавления зависимых слов к главному |
- Игры “Подбери словечко”, “Про кого так говорят”, “Загадки - подсказки”.
|
Составление предложений
|
1 |
Составление предложений с заданным словом
|
- Игра “Составь предложение”, “Прочитай предложение по схеме”, “Напиши” предложение”.
|
2 |
Составление деформированного предложения
|
- Игры “Подружи слова”, “Помоги Незнайке”, “Верно – неверно”, “Опять двойка”.
|
3 |
Распространение предложений с помощью синонимов
|
- Игра “Снежный ком”, “Кто скажет лучше”, “Подбери красивые слова”.
|
4 |
Составление предложений с противительным союзом “А”
|
- Игры “Наоборот”, “Вредный Буратино”, “Я начну, а ты продолжи”.
|
5 |
Составление предложений с использованием прилагательных в превосходной и сравнительной степени
|
- Игры “Цветик – семицветик”, “Расскажи о друге”, “Вы поедете на бал”, “Готовимся к празднику”.
|
6 |
Составление предложений, с союзом “потому что” |
- Игры “Я начну, а ты продолжи”, “Почему так бывает”, “Почему и потому”.
|
Обучение рассказыванию
|
1 |
Составление рассказов по графическим схемам |
- Игры “Прочитай письмо”, “Напиши письмо другу”.
|
2 |
Составление рассказов по серии сюжетных картин |
- Расположение в нужном порядке картинок.
- Определение эмоционального состояния героев.
- Рассказывание “по цепочке”.
- Составление рассказа, придумывание к нему названия и дополнение его описания предыдущего события.
- Инсценировка рассказа.
|
3 |
Составление рассказа по сюжетной картине |
- Беседа по вопросам.
- Рассказ, составленный из ответов детей.
- Составление плана рассказа с использованием опорных схем, картинок, пиктограмм.
- Составление рассказа “по цепочке”.
- Самостоятельное рассказывание.
|
4 |
Творческое рассказывание |
- Придумывание конца рассказа;
- Самостоятельное сочинение рассказов и историй: “Что было дальше”, “Сказки наизнанку”, “Салат из сказок”, “Перевирание сказки”, “Сказка-калька”.
|
Желаем успехов!
| |