Скачать
презентацию.
Я работаю с детьми с нарушением интеллекта. У всех детей
данной категории присутствует системное нарушение речи разной
степени тяжести. Следовательно, нарушен и лексико-грамматический
строй речи. Одним из существенных проявлений недостаточности
грамматического оформления речи, является низкий уровень
способности строить предложения.
Ребенок использует в речи преимущественно простые предложения
с небольшим распространением при этом допускает ошибки в
согласовании, падежном и предложном управлении “За озерой был
лес”, “мама кормит петуха и курица”, “росток тянется к солнышке”,
“работает топорой”. и т.д.
Своеобразие грамматического оформления состоит в том, что одна
и та же грамматическая форма или категория в разных условиях
может употребляться правильно и неправильно, в зависимости от
условий, в которых протекает устная речь ребенка в данный
момент.
Работа по развитию лексико-грамматического строя речи включает
в себя множество разделов (словообразование, словоизменение,
предложно-падежные конструкции, согласование и др.), но я
представлю вам только ее небольшую часть – работу с
предложно-падежными конструкциями.
Одна из особенностей работы в школе VIII вида – обязательное
использование игровых технологий как надежного средства повышения
учебной мотивации для того чтобы привлечь и удержать внимание
учащихся. Я хочу показать некоторые игровые приемы, используемые
при работе над предложно-падежными конструкциями.
В самом начале работы показываем необходимость предлога, чего
многие дети часто не понимают. Детям предлагается прослушать
предложение с пропущенным предлогом, например “Водитель оставил
грузовик дома”. Дети должны услышать несоответствие (Ведь
водитель не мог затащить грузовик в дом) и самостоятельно
исправить ошибку, подставив недостающий предлог. Где водитель мог
оставить грузовик? Водитель оставил грузовик У дома. Можно
поработать с синонимическим рядом предлогов. Водитель оставил
грузовик около дома или возле дома.
Первое время работа ведется с опорой на картинку, но потом
можно обходиться и без нее.
Далее ведется работа по различению ряда простых предлогов.
Можно предложить ребенку выбрать нужную картинку из данных.
Например, покажи где бабочка - спряталась за цветок, заползла
под цветок .
Или наоборот, скажи сам, что сделала бабочка - села на цветок,
подлетела к цветку, улетела от цветка. На этом же материале можно
проводить дифференциацию простых пространственных предлогов.
Для обучения и закрепления правильного использования падежных
окончаний можно также использовать разные игры. Первым этапом -
завершение предложения словом по созвучию (Крыса и кот – работа с
аудиторией).
Можно использовать предложения с картинками вместо слов (Вазу
поставили на стол. Чай налили в чашку. Поливаем цветы из лейки).
Педагог проговаривает начало предложения, а дети, опираясь на
картинку, завершают его, четко проговаривая слова.
Можно предложить найти неправильный предлог (Вазу с цветами
поставили в стол) . С опорой на картинку выясняем, можем ли мы
поставить вазу в стол. Нет, а куда мы ее поставим? На стол.
Подставляем нужный предлог . Повторяем правильное предложение.
Вазу с цветами поставили на стол.
Затем можно использовать игры для формирования умения
подбирать предлоги по окончанию. Поиграем с котом в прятки. Где
сидит кот? (Щ) Кот сидит … шкафу. Обратим внимание детей на
окончание У. Где кот может быть? Он может быть В шкафу, или НА
шкафу.
А сейчас где кот? Кот спрятался … шкафом. Обращаем внимание на
окончание ОМ .Он может прятаться или ЗА шкафом или ПОД шкафом .
Аналогично. Кот сидит … шкафа. Выделяем окончание А. Он может
сидеть ОКОЛО шкафа. Снова можно поработать с синонимическим рядом
предлогов. ВОЗЛЕ шкафа, У шкафа… Работа ведется на слух с опорой
на картинку.
У детей массовой школы эти задания не вызовут затруднений, так
как они проговаривают все это в обиходной речи. Детей,
обучающихся в школе VIII вида, этому надо специально обучать
После этого ведется работа по закреплению понимания
пространственного значения предлога, умения выделять предлог как
отдельное слово, правильно подбирать предлоги. Можно предложить
учащимся поиграть с мячиком.(Щ)
Мячик покатился …дорожке. По опорной картинке нужно
подобрать нужный предлог и подставить в предложение. Надо
показать что мячик именно покатился по дорожке. Тогда легче
подобрать предлог. Аналогично “Откатился от столба”, “Докатился
до угла”.
Использование наглядности, анимации привлекает и удерживает
внимание учащихся, следовательно, активизируются мыслительные
процессы, а это способствует формированию лексико –
грамматического строя речи.
Следовательно можно сделать вывод, что использование
игровых технологий на занятиях способствует формированию лексико
– грамматического строя у детей, позволяет вызвать интерес к
занятиям, способствует более прочному усвоению учебного
материала.
Желаем успехов!