Конспект логопедического занятия на автоматизацию звука [ш']. Щука и щенок пришли к вам на урок.
Пянкивская Н.
учитель-логопед, МДОУ Д.С. № 29 г. Копейска
Ход занятия: 1. Приветствие, орг. момент. Логопед. - Доброе утро! Дети. – Доброе утро! Л. – Чем будем заниматься, что делать? Ответы детей («Учить новые звуки и буквы») 2. Вводная часть. Л. – А вот что за звук, вы узнаете, когда отгадаете загадку и послушаете стихотворение. Слушаем до конца! Отвечаем дружно! Лает, косточки грызёт, Мяч поймает, принесёт! Скачет радостно у ног, Этот радостный …..ЩЕНОК. Д. – Звук Щ! Л. – Давайте проверим, правильно вы угадали или нет. Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока. Какой звук вы слышали чаще остальных? Д. – Щщщщ… Л. – Правильно 3. Основная часть. Л. – Ребята, звук Щ можно услышать не только в речи, но, и, например, на улице. А вот послушайте. (Включение записи «Дворник метёт»). Л. – Кто-нибудь догадался, на что похож этот звук? Д. – Да, это дворник подметает. (Картинка дворника). Л. – Звук услышали, а сейчас мы посмотрим, как же этот звук получается, как он образуется. Возьмите зеркала и произнесите звук Щ. 4. Артикуляционная характеристика звука. (Профиль звука Щ) Л. - Что с губами? Д. – Они слегка выдвинуты вперёд и округлены. Л. – Что с языком? Д. – Кончик за верхними зубами, поднят к бугоркам. Боковые края прижаты к верхним зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжён. Л. – Воздушная струя? Д. – Тёплая. Л. – Горлышко? Д. – Не работает. Л. – Василиса, повтори ещё раз полную артикуляционную характеристику звука. В. – Когда мы произносим звук Щ... Л. – Отличные звуки у вас получаются. Давайте продолжим узнавать этот звук. 5. Акустическая характеристика звука. Л. - Какие бывают звуки? Д. – Гласные и согласные. (Гласные звуки мы можем петь, во рту нет преграды. А согласные – это когда встречается преграда в виде зубов или губ например.) Л. - Значит, звук щ – какой? – Согласный. Д. – Ещё звуки бывают звонкие и глухие. (Когда горлышко не работает – глухие и наоборот.) Л. - Значит, звук Щ какой? – глухой. А ещё он мягкий и только мягкий. Обозначается зелёным цветом. Л. – Вера, повтори. В. – Звук Щ согласный… Л. – Молодец. Хорошо мы познакомились со звуком. С другими не спутаете? – Нееет. Л. - Чтобы дальше продолжать, вам нужно загадку отгадать. В речке плавает она, опасна и хитра, Подплывёт почти без звука, вот такая рыба …ЩУКА. Щука и правда коварна, но мы постараемся спрятаться от щуки. 6. Физ.минутка. (Запись «рыба плавает без звука – щука, щука, щука) 7. Развитие фонематического слуха. Л. - Щука нас кусать не станет, а лишь только поиграет. – Нужно «поймать» звук Щ. Руками изображаем щуку, когда услышите звук Щ – ротик щуки открывается и она съедает звук Щ. (Хлопаем) Будем весело играть, будем звуки различать. «Щ, Л, Х, Щ, С, Щ, Ж, З, Сь, Щ, Ш, Щ, Щ, Щ» - Молодцы, не ошиблись. Л. – Щуке пора обратно в речку, но для этого ей нужно выполнить несколько заданий, а она не знает как. Поможете? – Даааа. Л. – Возьмите листочки, называем картинки, которые вы видите. Д. – Овощи, щенок, семечки, плащ. Л. - Нужно найти лишнее слово. Какое? – Семечки, потому что там нет звука Щ. – Правильно, зачеркните эту картинку. 8. Слоговой анализ слова, определение места звука в слове. Л. - А теперь нужно разделить на слоги каждое слово. Как мы будем делить? – Прохлопаем (протопаем, прокиваем) Д. – О – во – щи. В слове овощи три слога и т.д. Л. – Ещё одно задание – найти место звука в слове. Д. – В слове щенок звук щ находится в начале слова. Используем фишку зелёного цвета, т.к. звук Щ мягкий, кладём фишку в первую клеточку – в начало слова. и т.д. Л. - Хорошо вы щуке помогли, давайте на прощание сделаем щуке подарок, а именно – звуковой анализ слова щука. 9. Звуковой анализ слова Щука. Произносим это слово, выделяя каждый звук. – Сколько звуков? – четыре. Какой первый звук в слове? Щ – он согласный, глухой, мягкий, обозначаем зелёным цветом без колокольчика. Второй звук в слове Щука – У. Он гласный, обозначаем красным цветом. Третий звук в слове Щука – К. Он согласный, глухой, твёрдый, обозначаем синей фишкой без колокольчик. Последний звук в слове Щука – А. Он гласный, обозначаем красным цветом. Л. - Щука благодарит нас и уплывает. Убирайте схемы. 10. Физ. пауза. (Пальчиковая гимнастика). Л. – Ребята, всё это время щенок наблюдал за нами и очень доволен вашими знаниями. Но ему немного грустно одному. Давайте порадуем его и изобразим ещё щенков из рук. Сначала один щенок из правой руки, потом щенок из левой руки. Обе руки одновременно. (Ладошка напряжённая, загибается указательный палец – глаз, вниз опускается мизинец – рот открыт, большой палец согнуть – ухо щенка) 11. Образование слов увеличительной степени. Л. - Щенку так нравится звук Щ и он хочет, чтоб этот звук прозвучал не только в слове Щенок, но и в частях тела. Д. - У Щенка на усы, а усиЩи, не хвост, а хвостиЩе, не лапы, а лапиЩи, не нос, а носиЩе. 12. Зрительный образ буквы Щ. Л. – Порадовали вы щенка, а он дарит нам зрительный образ звука Щ. Звук Щ обозначается буквой Щ. Посмотрите как щенок похож на букву Щ – он лежит, мордочку поднял вверх – первая палочка, передние лапы поднял вверх – вторая палочка, задние лапы поднял вверх – третья палочка и оттопырил хвостик – хвостик буквы Щ. На что ещё похожа буква Щ? Д. – На щётку, на другие буквы… Л. – Изобразите букву Щ, используя карандаши. Дети изображают букву – выкладывают из карандашей. Л. – А чем отличаются буквы от звуков? Д. – Звуки мы слышим и говорим, а буквы пишем и читаем. Л. – Правильно! Давайте подружим букву Щ с гласными буквами. ЩА, ЩО, ЩУ, ЩИ, ЩЕ, ЩЁ. 13. Чтение слогов с буквой Щ. 14. Пропись буквы Щ в листочках. 15. Подведение итогов, рефлексия.
Желаем успехов!
|