Коррекционно-педагогическая работа при акустико-гностической (сенсорной)
афазии.
Шарафутдинова Л.В., логопед,
детская поликлиника г.Радужный, ХМАО-Югра.
Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным
поражением головного мозга.
При акустико-гностической афазии поражены верхние височные отделы коры
левого полушария, в котором происходит анализ и синтез звуков речи. Поражение
верхних височных отделов ведёт к распаду речевого и не речевого слухового гнозиса.
Таким образом, основной фактор, это распад фонематического слуха.
Сохранно:
• Общая смысловая сфера слова (пациент понимает, что рука, это часть тела,
а где она находится и что делает, не понимает).
• Сохранна система приставок, суффиксов, окончаний, но нарушена корневая
часть слова.
• Нарушено понимание речи, из-за распада фонематического слуха.
• Распад оперативной памяти (пациент долго не может вспомнить слово, даже с
помощью логопеда).
• Распад повторной речи. (Пациенты не могут повторить ни одного слова
правильно. При повторении наблюдаются парафазии, логорреи).
• Распад экспрессивной стороны речи (словесный салат). Речь не несёт
никакой информации.
• Распад чтения и письма.
• Нарушение неречевого слухового гнозиса. Слуховая агнозия – нет шумов,
звуков.
• Нарушение эмоциональной сферы (легко возбудимы, импульсивны).
• Снижение познавательной деятельности.
Восстановительное лечение.
Центральная задача:
- восстановление фонематического слуха и вторично нарушенной экспрессивной
речи, чтения и письма.
Установить контакт с пациентом.
- затормозить логоррею.
- объяснения факта заболевания.
- организация учебной деятельности.
Обучаем слушать и понимать речь.
• магнитофонный метод (записываем значимые и правильно произносимые слова
пациента).
- воспроизводи запись, а пациент слушает.
- соотносим их с картинками.
- соотносим с графическими карточками.
• Метод озвучания чтения.
- пациент слушает и читает графические карточки.
Повторяем весь детский словарь лексических тем.
Работа с натуральным рядом чисел.
- счет вслух, с опорой на числа от 1 до 10.
- обратный счет, с опорой на цифры.
- счет парами, тройками, с опорой на цифры.
Решение арифметических примеров с пропущенными звеньями
(10: …=5)
- пациент пишем цифру 2. Он находит карточку со словом ДВА.
- работа над таблицей умножения.
Эти методы помогают воспитывать внимание к речи окружающих.
Пациент начинает понимать и пользоваться детским словарём. Справляется с
логорреей.
Восстановление понимания общего смысла высказывания.
1 этап. Восстановление понимания смысла отдельных предложений, но взятых от
пересказанных небольших текстов.
Пациента учим слушать короткие тексты. Логопед читает, а пациент
подбирает соответствующие картинки. Далее пациент должен
сказать и ком, или о чём идёт речь. Считает количество предложений. 300-400
текстов.
Например: Перед пациентом выкладываются сюжетные картинки. Логопед читает текст
целиком, а затем отдельные предложения.
Пациент соотносит каждое предложение в соответствии с сюжетной картинкой. Если он
выполняет задание не правильно, то логопед интонацией выделяет предметные слова в
предложении и просит их показать на карточке.
2 этап. Восстановление понимания смысла отдельных предложений, но взятых
вне контекста.
Логопед читает предложение. Пациент соотносит предложение с карточкой.
Затем проводит количественный и качественный анализ
фразы(считает количество слов в предложении, выкладывает схему предложения с
помощью фишек, повторяет фразу самостоятельно).
3 этап. Восстановление понимания конкретно значимых слов.
- Логопед выкладывает перед пациентом 15-20 предметных картинок. Даёт
задание пациенту, выделить две категории предметов по образцу (фрукты-овощи).
- логопед предлагает выделить 2 группы предметов по словесной инструкции.
- логопед выкладывает ряд предметных картинок и дает задание выделить предметные
картинки, но они отсутствуют.
Когда накоплен достаточный объем слов, то начинается работа по восстановлению
фонематического слуха.
Программа №1.
В основе этой программы лежит метод оптической классификации предметных
картинок. Перед пациентом выкладываются 3 буквы.
Они не должны быть близкими по артикуляции.
Например: Б,Л,Ц.
- выкладывается ряд предметных картинок. Логопед дает задание пациенту, разложить
картинки в соответствии с начальными
звуками.(Б-белка, банан) и т.д.
Программа №2.
В основе лежит оптико-акустическая классификация предметных картинок.
- выкладываются картинки, наименование которых начинаются с букв Б,Л,Ц.
Пациенту даются буквы, которые он должен разложить в соответствии с картинками и
назвать первый звук в слове.
Программа №3.
Метод акустической классификации.
- Логопед называет звук вслух. Пациент должен найти картинку в соответствии со
звуком. Выделенный звук записываем буквой.
Букву подкладываем к соответствующей картинке и т.д.
Программа №4.
• Соотнесение звука с его артикуляцией.
- логопед предлагает пациенту посмотреть на картинку.
- вспомнить название картинки(собака).
- логопед артикуляцией, беззвучно произносит первый звук в слове.
- предлагает пациенту найти среди лежащих букв соответствующую букву.
- закрыть глаза, ощупать рукой букву.
- написать на столе, в воздухе пальцем букву.
- произнести звук вслух.
- посмотреть в зеркало и произнести еще раз звук.
- звук записывается на магнитофон.
- работа по закреплению звук - буква. Выкладывание слова из букв разрезной
азбуки. Проходим все звуки речи.
• Учим различать слова далекие по звучанию и разные по ритмическому
рисунку (жук-липа).
• Учим различаем слова далекие по звучанию, но одинаковые по ритмическому
рисунку(бак-рак).
• Выделяем и противопоставляем фонемы близкие по акустическому
признаку.
• Выделяем и противопоставляем фонемы близкие по артикуляционному
признаку.
• Дифференцируем звуки.
- дается ряд карточек с парными звуками. Пациент внимательно изучает и
рассматривает парные карточки (Р-Л).
- соотносит звуки с соответствующими буквами.
- анализирует оральный образ звуков.
- выкладываются парные картинки(рак-лак).
- пациент называет первые звуки, соотносит их с буквами, записывает буквы
и.т.д.
- составляет предложения с данными карточками, проводит устный анализ
предложения, записывает в тетрадь, читает,
подчеркивает оппозиционные фонемы.
Программа №5.
Задача: Обучение анализа фразы, текста.
- работа начинается с анализа предложений. Логопед произносит фразу, а пациент
слушает.
- соотносит предложение с картинкой.
- подсчитывает количество слов во фразе.
- с помощью фишек выкладывает схему предложения.
- предметное слово выкладывает с определенной картинкой.
- анализирует предметное слово.
- звук соотносит с буквой.
- составляет слово из букв разрезной азбуки.
- громко проговаривает слово.
- анализ текста. Подсчитывает количество предложений в тексте, каждое предложение
выкладывает фишками, подсчитывает количество фишек.
Восстановление чтения, письма и письменной речи ведется параллельно
с преодолением нарушения фонематического слуха.
Восстановление письма предшествует восстановление чтения, опирающего на звуко -
буквенный анализ состава слова.
Попытки произнесения читаемого слова, осознание того, что от смешения звуков
изменяется смысл слова, создает базу для восстановления аналитического чтения, а
затем и письма.
Срок восстановительного лечения при акустико-гностической афазии, от 6 до 10
месяцев.
Литература.
1. Винарская Е.Н. "Клинические проблемы афазии" М. Медицина. 1974г.
2. Волкова Л.С. Логопедия. М. Владос. 2004г.
3. Оппель В.В. "Востановление речи после инсульта". М. Просвещение
1989г. Желаем успехов!
|