Предупреждение и коррекция аграмматической дисграфии у учащихся с билингвизмом как основа успешного усвоения учебного материала.
Н.И.Сафронова,
учитель-логопед МБОУ “СОШ № 3” г.Югорск, ХМАО-Югра.
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих
общеобразовательные учреждения является значительное число детей с билингвизмом
(двуязычием). Это обусловлено как происходящими в последнее десятилетие
миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом
региона.
Большинство детей с билингвизмом испытывают те или иные трудности на
начальном этапе обучения. Для преодоления этих трудностей нужна дополнительная
помощь педагогов или других специалистов: психологов, логопедов, медиков, социальных
педагогов.
Наличие нарушений в звуковом оформлении речи, лексико-грамматическом строе,
фонематическом восприятии, проявления дисграфии и дислексии у двуязычных детей
препятствуют успешному усвоению учебного материала и требуют специальной
логопедической помощи.
На основании логопедического обследования детей возникла необходимость в
коррекции нарушений
лексико-грамматического строя речи, так как при поступлении в первый класс у
большинства детей с билингвизмом отмечаются часто встречающиеся нарушения:
• несформированность звуковой стороны речи;
• незаконченность формирования фонематического восприятия;
• бедность словарного запаса;
• нарушения в грамматическом оформлении речи;
• низкий уровень операций отвлечения и обобщения, способностей выделять
существенный признак предметов и явлений;
• слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические
связи между понятиями.
Целью моей работы является коррекция нерезко выраженного общего недоразвития речи
у детей с билингвизмом и профилактика обусловленных этим трудностей в обучении.
Чтобы реализовать эту цель, я поставила перед собой задачи:
• уточнить и обогатить словарный запас учащихся;
• сформировать навыки словообразования и словоизменения;
• обучить правильному грамматическому оформлению предложений;
• создать условия для формирования связной речи учащихся;
Логопедическая коррекция речевых нарушений у двуязычных детей проводится в форме
групповых и индивидуальных занятий.
Мною был подобран и систематизирован практический материал по данной теме
и определена система деятельности с двуязычными учащимися.
Обогащение словарного запаса осуществляется главным образом на основе
овладения детьми различными способами словообразования и словоизменения.
Например:
1. К названию большого предмета подобрать название маленького предмета. Рука -
ручка, нос - носик, шкаф - шкафчик, стакан–стаканчик, кольцо – колечко, коляска –
колясочка.
2. К названию одного предмета подобрать названия двух, пяти предметов.
Например: стол – два …, пять …; ручка – две … , пять… ; пенал – два … , пять …
.
3. Образовать от данных слов новые слова, обозначающие профессии. Учит –
учитель, строит –строитель, шьёт – швея, фотографирует – фотограф.
4. Подобрать к прилагательному однокоренное существительное. Сильный –
силач, болтливый – болтун, храбрый – храбрец, мудрый– мудрец, старый – старец.
5. Кто у кого? Назови детёнышей. У лягушки – лягушата, у волка – волчата,
у овцы – ягнята, у лошади – жеребята, у свиньи –поросята, у козы – козлята.
6. К названию предмета подобрать слово, отвечающее на вопрос: Какой? Какая?
Какие? Стакан из стекла – стеклянный, стол из дерева – деревянный, кисель из
клюквы – клюквенный, куртка из кожи – кожаная.
7. Замени словосочетания из существительных словосочетаниями из
прилагательных. Ветка сосны – сосновая ветка; кора дуба –дубовая кора; поля
картофеля – картофельные поля; зверь леса – лесной зверь; цветок поля – полевой
цветок.
Совершенствование грамматического строя речи достигается в процессе
усвоения слов в предложении и овладения моделями предложений различных
синтаксических конструкций. Например:
1. Вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки в предложения. В стакан
…лили молоко. Ученица …писала домашнее задание. Дрова рубят топор… . Хлопьями падал
мягкий снеж… .
2. Дописать корень в словах предложения: Петя …ит зимой птиц. Он сделал
…ушку. Хороший у птиц …овой столик. Каждый день прилетают сюда птицы …иться.
3. Из слов, данных в беспорядке, составить предложение и записать его.
В, нашли, цыплята, саду, шарик, беленький.
4. Исправь ошибки в выделенных словах. Ученика созвали к доске. Мама
избила сливки для торта. Малыш избежал в комнату.Нужно вырезать огурцы для
салата.
5. Спиши текст. Вставь пропущенные слова, обозначь в них корень.
Как солить огурцы.
Приготовь крупную … . Вскипяти воду и …её. Получится … . Залей огурцы … . Через
два дня огурцы станут … . Через пять дней они станут … .
Слова для справок: соль,солёными, рассолом, посоли, рассол, малосольными.
Накопление фонетических и морфологических обобщений и упорядочение на
этой основе имеющихся у детей средств языка позволяет приступить к работе по
совершенствованию связной речи. Дети тренируются анализировать текст:
- определять тему, основную мысль рассказа;
- определять последовательность и связность предложений в тексте;
- составлять план связного высказывания;
- устанавливать смысловую зависимость между предложениями.
Огромная роль в формировании умения строить связные высказывания
принадлежит работе над текстом. Например:
- Составь рассказ из данных предложений.
Орёл и обезьяны.
Еле вырвался орёл от обезьян. Орёл схватил маленькую обезьянку.
Обезьянка закричала и уцепилась за сучья. Долго кружились в воздухе его перья.
Примчались обезьяны с других деревьев. Они вцепились в крылья орла.
- Составь рассказ из данных предложений, установив правильную
последовательность.
Воробей.
Моя собака приближалась к нему.Вдруг она уменьшила свои шаги. И начала красться.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. Собака бежала впереди меня. Он упал
из гнезда, растопырив крылышки. Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Я
поспешил отозвать пса – и удалился.
Для более эффективной работы по коррекции речевых нарушений
необходимо тесное взаимодействие логопеда с работниками образовательного учреждения
и родителями. С этой целью мною проводятся родительские собрания, индивидуальное и
групповое консультирование родителей, посещение родителями логопедических
занятий.
Критериями оценки эффективности работы являются контрольные срезы и обследование
лексико-грамматического строя речи.
Данная работа предполагает использование приёмов и способов не только узкими
специалистами, но и учителями и родителями, заинтересованными в успешном усвоении
детьми школьной программы. Желаем успехов!
|