Собрание для родителей курируемых групп.
Разина Т.В.
Учитель - логопед, МДОУ детский сад 240 г. Ярославль
"Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста" Звуки в речи потерялись… Вова ищет уж пол – дня. Где найти их, чтоб в округе Все вдруг поняли меня? Чтоб на утреннике звонко Я стихи для всех читал, Чтобы от восторга мне бы Аплодировал весь зал! И легко бы я беседу Заводил и там, и тут, Не стеснялся б я ответов На занятиях в саду. Вот бы радовалась мама, Словно я какой герой! И моя сестра Светлана Не шутила б надо мной! Мне б найти лишь только звуки… Кто поможет? Кто найдет? Пусть меня скорее мама К логопеду отведет! Логопед легко поможет Управляться с языком И исчезнувшие звуки Вдруг отыщутся легко! Вы, родители не ждите, Если звуков долго нет – В этом случае скорее Вам поможет логопед! 1. Представиться родителям. Вступление: Грамотная речь ребенка – это важное условие его развития. Чем внятнее и выразительнее речь, тем легче ребенку выражать свои мысли, строить диалог со взрослыми и сверстниками. Правильная речь помогает ребенку легче усваивать программный материал на занятиях в саду и в дальнейшем успешно обучаться в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, ребенок не может сформулировать свои мысли, а невнятное произношение накладывает опечатки на психическое развитие и порождает речевой негативизм. 2. В начале октября проходит в нашем саду логопедическое обследование детей, достигших пятилетнего возраста. Детей всегда с нарушениями много и наша цель привлечь ваше внимание к этой проблеме и совместно помочь преодолеть недостатки звукопроизношения. 3. Логопедические занятия , согласно графику работы логопедов, в данном дошкольном учреждении, будут проводиться еженедельно по вторникам в вечернее время. Также по вторникам мы будем приглашать и вас, родителей на консультации и индивидуальные занятия, но и вы сами можете прийти по своему желанию с какими либо вопросами. 4. Большую часть времени дети проводят с родителями, чем с нами, поэтому на родителей возлагается большая ответственность по автоматизации звуков. Мы лишь можем поставить звук и дать необходимое направление по дальнейшей работе введения звука в речь. Если родители уклоняются от выполнения заданий, рекомендаций логопедов, то нарушается целостность всего образовательного процесса. 5. Чтобы целостность не нарушалась, необходимо принести тетради взаимосвязи. Где мы пишем задания и игровые упражнения, а вы с ребенком в выходные дни их выполняете. Тетради выдаются в пятницу и возвращаются в понедельник уже с отработанными заданиями. Это необходимо еще и потому что, научившись произносить поставленный звук изолированно (пример), ребенок не сразу использует его в речи. Наступает длительный и сложный этап речевой работы закрепления звукопроизношения. Без вашей помощи этот процесс может затянуться на длительное время, поскольку у дошкольников навык формируется в результате систематического повторения и закрепления. 6. Тетради оформляются красочно, то есть выполняются рисунки к заданиям, чтобы поддерживать интерес ребенка к занятиям и привлечь внимание к отрабатываемым звукам. 7. Работа по преодолению нарушений звукопроизношения ведется в несколько этапов: - сначала идет подготовка речевого аппарата к постановке звука, ребенок должен научиться выполнять базовые упражнения для развития мышц губ и языка (показ упражнений), а также идет работа над дыханием, чем сильнее выдох, тем легче произносить ребенку звуки; - затем идет сама постановка звука с помощью показа логопеда, дома он закрепляется в звукоподражаниях, например: - Как шипит кошка? - Шшшш… - Как шуршат листья под ногами? - Ш – ш – ш… - потом в различных слогах, как прямых: ша – ша – ша, так и в обратных: аш – аш – аш. - далее идет закрепление в многократном произнесении слов (пример); - после идут различные словосочетания: «Шустрые мыши», «широкий шкаф» и т.д.; - потом закрепление звука в предложениях: «Миша и Маша – малыши», «Кошка ловит мышку» и т.д.; - и в последнюю очередь звук закрепляется в коротких стихотворениях (пример) и в пересказах. Это целая система автоматизации звука от простого к более сложному материалу. Существует немало книгопечатной продукции по автоматизации звуков (демонстрация нескольких экземпляров) 8. Играя с ребенком, можно добиться быстрых результатов. Еще быстрее ребенок запоминает и у него поддерживается интерес, когда речь подкрепляется движением пальцев рук. Давно учеными доказана связь речевых центров в коре головного мозга с мелкой моторикой. Отхлопывая ритм, заучиваемого стихотворения, либо изображая действия по тексту ребенок лучше усваивает речевой материал и быстрее автоматизируются звуки. (Показ). Надеемся, что данный материал был вам полезен и вы начнете активно принимать участие в преодолении речевых нарушений ваших детей. Спасибо за внимание!
Желаем успехов!
|