ЛОГОПЕД.ru

Конспекты логопедических занятий.


 

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Фронтальное логопедическое занятие по теме “Род имён существительных. Дифференциация существительных разного рода”. ( первое занятие - ознакомление).

Кочетова Н.М., учитель-логопед МБОУ “Зональненская сош” Томская область, Томский район.

Мужской, средний, женский род.

«Мужской, средний, женский род.»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Цели:

  • Знакомство со словоизменением существительных по родам;
  • Практическое употребление существительных разного рода;
  • Согласование местоимений он мой, она моя, оно моё с существительными;
  • Расширение словарного запаса.
  • Развитие зрительного внимания, восприятия, логического мышления.

Оборудование : три картонных домика , карточки с надписями ОН МОЙ, ОНА МОЯ, ОНО МОЁ (такие же карточки у детей), предметные картинки, любая небольшая ёмкость (пластмассовый таз), игрушечная удочка( на карандаш прикреплён магнит), откопированные задания –карточки.

Ход занятия .

  1. Орг. момент:

“4-ый лишний”. На доске записаны слова:

Кот, бежит, мурлычет, спит;

Едет, стоит, ждёт, автобус.

Вычеркнуть лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.

Дети вычёркивают слова ( кот, автобус).

Л.: Почему эти слова лишние?

Д.: Слова автобус и кот называют предметы, остальные слова называют действия предметов.

Л.: На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы и слова- автобус , кот?

Д.: Кто? Что?

Л.: К какой части речи относятся слова, отвечающие на вопросы кто ? что?

Д.: Имя существительное.

Л.: Какой вопрос зададим к слову кот? К слову автобус? Почему?

Д.: Кот- кто? автобус-что? ( одушевлённые и неодушевлённые существительные).

Л.: Можно ли эти слова изменить по числам?

Д.: Кот-коты, автобус-автобусы.

Л.: Когда мы произносим слово кот, мы думаем, что это кот-мальчик или кот-девочка?

Д.: кот-мальчик.

Л.: Оказывается, слова-существительные можно разделить на группы не только одушевлённые и неодушевлённые, но ещё и относящиеся к разному роду. ( объявление темы занятия)

Основная часть

1. Логопед читает сказку из книги В. Волиной “Весёлая грамматика” “Как у существительных род появился”.

“ Из этой истории вы узнаете, как у существительных род появился. Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что даже сама королева Грамматика их путала.

И вот однажды она издала приказ: “Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награждён.”

А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они очень были. Услышали про указ королевы и бросились делить между собой слова. Слов много, а жизнь коротка. Делили они делили, пока смерть им не помешала. так и не разделили до конца все слова. пришла королева Грамматика и постановила: “Те слова, которые взял себе муж, пусть будут МУЖСКОГО рода. Там оказались слова – стул, кот, снег и многие другие. Те слова, которые взяла себе жена, пусть будут ЖЕНСКОГО рода. Там оказались слова- ручка, парта, кошка и многие другие слова. А те слова, которые остались неразделёнными пусть будут СРЕДНЕГО рода. Там оказались слова – море, солнце, окно, сердце и многие другие. Вот так и появился у существительных род.”

На доске вывешиваются ( по ходу чтения сказки) три домика, в первом домике в окошке –мальчик, подписано на крыше М.Р., во втором домике лицо девочки и подписано Ж.Р., в третьем домике- пустое окошко, подписано на крыше- СР.Р.

Л.: Чтобы нам разобраться, куда, в какой домик пойдут слова-существительные, нам будут помогать слова-помощники: он мой, она моя, оно моё.

 

На доске вывешиваются данные слова-помощники над домиками. И детям раздаются аналогичные карточки со словами-помощниками.

Стихотворение В Волиной:

Весёлые рифмы.

Род мужской конечно МОЙ:

Мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я,

То, про что скажу –МОЯ:

Моя ручка, моя тучка

И тетрадь она моя.

Средний род-ОНО, МОЁ:

Моё окно, село моё.

  1. Устная работа
  2. Логопед называет слова-существительные, дети поднимают соответствующую карточку со словами-помощниками.

    Слова: стол, парта, кино, дом, ручка, заяц, зеркало, зайчиха, книга, море, улица, пирог, пирожное, пёс, собака, животное.

    Игра “Рыбалка”

    Детям предлагается по-очереди “поймать” удочкой предметную картинку, с помощью слов-помощников определить род и прикрепить картинку на доске под соответствующим домиком.

    Предметные картинки: волк, молоток, сова, груша, окно, лук, ведро, шкаф, пила, лиса, яйцо, солнце.( можно другие). Дети по два раза “ловят” слово.

  3. Письменно.
  4. Пальчиковая гимнастика с самомассажем: “Здравствуй Большак, здравствуй Указка, здравствуй Серёдка, здравствуй Сиротка, здравствуй Крошка-Митрошка, здравствуй, здравствуй моя Ладошка. (то же и на другой руке)

    Данные слова ( названия предметных картинок) дети записывают в три группы: Ж.Р., М.Р., СР.Р.

  5. Физминутка:
  6. (любая) Мы закроем все тетрадки

    И приступим к физзарядке ,

    Руки за спину кладём,

    По тропинке все идём.( ходьба по комнате)

    А теперь все дружно встали,

    Не устали? (не устали)!

    Нам так, то в лес шагаем,(ходьба на месте)

    Ручеёк в пути встречаем. (изображаем ручеёк, наклоны влево, вправо)

    Повернулись раз-два, где ж заветная тропа?(повороты влево, вправо)

    Снова вышли на дорожку,(ходим по комнате)

    Там нарвали груш немножко (наклоны)

    Наклонились и присели,

    Отдохнуть за парты сели.

  7. Работа в тетради
  8. Задание: разложи предметы в чемоданчик. Сначала детям предлагается рассмотреть слова на карточке, назвать их, раскрасить в один цвет чемоданчик с надписью М.Р., например, в синий цвет и слова-существительные мужского рода так же в синий цвет. Соответственно со словами женского и среднего рода в другие цвета.

    Логопедическое упражнение 'Род имен сужествительных'.

    «Логопедическое упражнение 'Род имен сужествительных'.»
    Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

    Когда слова “разложены” в чемоданчики, записать их в тетрадь.

    Ж.Р.____________________

    М.Р.________________________

    СР.Р._______________________

  9. Игра “Расшифруй слово”

У детей карточки с изображением пронумерованных слогов. Логопед предлагает шифр на доске, а дети расшифровывают это слово, находя слоги по заданным номерам.

Назвав слово, называют род этого существительного.

21-104 (мо-ре), 46-23 (ки-но), 14-3-1 (па-на-ма), 32-13-6 (со-ба-ка)

Дети сами могут зашифровать своё слово и предложить его другим .

( по желанию, по времени и состоянию детей можно записать слова в тетради)

Пособие для логопеда Таблица слогов

«Таблица слогов»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
  1. Итог.
  • Ещё раз рассмотреть домики и предметные картинки под ними, назвать слова, определить род;
  • Назвать слова-помощники ;
  • Что было интересного, трудного на занятии?
  • Как вы думаете, для чего нужно уметь определять род существительных? (ответы детей).

Литература: Логопедическая тетрадь Мазановой Е. В., Волина В. “Весёлая грамматика”.

Желаем успеха!

 

Логопедические игры на портале Мерсибо

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service