Рекомендации для родителей по развитию речи детей от года ло трёх.
Загоруйко Н.
логопед, детская поликлиника№1
1.Общение. -При общении с ребёнком выработайте партнёрские отношения,используйте повествовательно-вопросительную форму общения. -Сделайте свои интонации разнообразными,эмоционально выразительными. -Обращайтесь к ребёнку по имени. -Обращаясь к ребёнку,давайте ему время для обдумывания возможного ответа. -Лучший способ общения-"лицо-к лицу",чтобы ребёнок следил за движениями губ,мимикой. -Сопровождайте словами всё,что делаете. -Поощряйте произнесение ребёнком новых звуков,слов. -Больше играйте с ребёнком,используя игрушки,игры,подражания. -Называя предметы,обязательно показывайте их ребёнку. -Поощряйте ребёнка к выполнению просьб. -Побуждайте ребёнка к речевому способу выражения;не потакайте его желаниям. -Обязательно отвечайте на вопросы ребёнка. -Задавайте ребёнку вопросы в альтернативной форме("Тебе сок или молоко?"). В разговоре с ребёнком используйте простые слова и фразы. -Произносите слова чётко,не "сюсюкайте". -Не наказывайте ребёнка за отказ от речи. -Будьте последовательны в своих требованиях. 2.Мелкая моторика Развитие руки ребёнка находится в тесной связи с развитием речи и мышлением,поэтому: -С раннего возраста выполняйте массаж пальчиков,воздействуя тем самым на активные точки головного мозга. -Выполняйте простые пальчиковые упражнения,сопровождаемые стихотворными текстами(например "Сорока","Этот пальчик-дедушка","Ладушки"...) -Приобретите в магазине книгу из цикла"Развиваем пальчики-учимся говорить",в которой задания даются системой и с усложнением. -Не забывайте о навыках самообслуживания(застёгивание и расстёгивание пуговиц,завязывание шнурков..) -Катайте пальчиками камешки,мелкие бусины,шарики,рвите бумагу на мелкие кусочки,разминайте тесто,пластилин. -Двумя пальцами(указательным и средним) "ходите по столу",сначала медленно,потом-быстро(вперёд,назад,левой,правой руками). Барабаньте всеми пальцами обеих рук по столу. -Машите в воздухе только пальцами. -Хлопайте в ладоши тихо и громко в разных темпах. -Нанизывайте крупные пуговицы,шарики,бусины на нитку. -Завязывайте узлы на верёвке,шнуре. -Играйте с конструктором,мозаикой,кубиками. -Складывайте матрёшки. -Сжимайте и разжимайте пальцы в кулак. -Складывайте из спичек фигурки,складывайте спички обратно в коробку(по одной). -Рисуйте на столе каждым пальчиком фигурки(треугольники,палочки,кружочки). 3.Артикуляционная гимнастика и мимическая мускулатура. -Готовьте артикуляционный аппарат ребёнка к произношению звуков различной степени сложности. -Научите ребёнка широко открывать рот и показывать язык. -Ежедневно выполняйте с ребёнком упражнения перед зеркалом: Покусайте язычок по всей длине зубками. "Почешем"язычок зубками(по всей длине). Сделайте язычок широким,узким. Оближите нижнюю губу,затем верхнюю. Потяните язык к ушку,потом к другому,ко лбу,к подбородку. Попытайтесь почистить верхние зубки языком.Потом-нижние. "Иголочка". "Горка". "Часики". Языком поколоть щёчку,катать шарики". "Лакомка"-вылизывать в разных направлениях блюдце,пиалу. "Заборчик". "Лошадки". "Индюки". -Приобретите а магазине книгу "Артикуляционная гимнастика". Для развития мимической мускулатуры используйте упражнения: Поднимите брови вверх(удивление) Нахмурьте брови(сердимся) Прищурьте один глаз,потом другой,потом попеременно. Надувайте щёки(хомячок). Втягивайте щёки(худышка). Вытягивайте губы(слоник) и т.д. Полезно "кривляться" перед зеркалом,изображая различных животных(акула,жираф,обезьяна..) Можно выполнять простой массаж по типу лицевого. 4.Дыхание. -Увеличивайте объём дыхания ребёнка. -Купите мыльные пузыри,свистки,шарики,дудочки. -Можно задувать свечи,дуть на "горячий чай",и т.д. -Пропевайте с ребёнком гласные звуки:А,О,У,И,Э(с ударением и без). -Не забывайте,что главной задачей этого этапа есть пополнение словарного запаса. -Не сравнивайте своего ребёнка с другими, а отмечайте его сегодняшние успехи по сравнению со вчерашним днём.Заведите тетрадку,в которой будете отмечать новые слова,новые звуки,фразы,новые интересы и т.д. -Усвоение грамматических норм,правильное звукопроизношение,развитие связной речи - длительный многоэтапный процесс. -Оцените динамику речевого развития ребёнка через полгода.
Желаем успехов!
|