|
Логопедическое пособие для развития фонематического восприятия и автоматизации звуков "Речевая лаборатория"
Пашина Л.С.
учитель-логопед, МБДОУ
Предложенное пособие, направленной на решение нескольких задач, связанных одной целью. Речевая лаборатория. Цель: закрепить знания, умения, сформированные в процессе организованной деятельности, развивать навыки исследовательской деятельности. Оборудование: На столике, расположенном в доступном и удобном месте, находится коробка, оформленная в виде сундучка. В сундучке – коробочки с оборудованием для исследования слов, звуков, букв. «Цветик-шестицветик» Приложение №1. Цель: развивать умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. Оборудование: двухслойные круги желтого цвета с буквенной маркировкой (сердцевина), склеенные между собой в центре; «лепестки», выполненные из цветного картона овальной формы с наклеенными или нарисованными на них картинками, в названии которых звуки с, з, ш, ж,ч, щ, ц, р, л слышатся вначале, середине и конце слова. Ход: Ребенку предлагается «сердцевину» с маркировкой буквы, обозначающей корригируемый звук. Из предложенных «лепестков» с картинками, он выбирает те, в названии которых слышится звук, соответствующий букве на круге – «сердцевине». Выкладывает цветок так, чтобы с одной стороны находились лепестки с картинками, в названии которых слышится мягкий звук, с другой – твердый. Затем с помощью картинки, изображающей жука, ребенок поочередно отмечает «лепестки» с картинками, в названии которых корригируемый звук в твердой позиции слышится вначале, середине и конце слова, а с помощью бабочки отмечает «лепестки» с картинками, в названии которых корригируемый звук в мягкой позиции слышится вначале, середине и конце слова. «Выдели лишний». Цель: развивать фонематическое восприятие. Оборудование: прямоугольные карточки с картинками, жгут из черного картона. Ход: Ребенок выбирает карточку, называет картинки, изображенные на ней. (Например: жук, заяц, утка, корова) Выделяет первые звуки, в названии каждой картинки (ж, з, у, к) соединяют их последовательно. Определяет лишний звук (з) и закрывает картинку, название которой начинается с данного звука (заяц), жгутом. Затем повторно производит анализ слов-названий оставшихся картинок, называет первые звуки и синтез этих звуков - слово (жук). «Назови два слова». Цель: развивать фонематические процессы (анализ, синтез). Оборудование: см. выше. Ход: Ребенок выбирает карточку, называет картинки, изображенные на нем (Картинки подобраны таким образом, чтобы их можно было использовать вариативно. Например: ласточка, арбуз, утка, крокодил). Выделяет первые звуки, в названии каждой картинки, закрывает жгутом лишнюю картинку (Например: арбуз). Соединяет последовательно первые звуки в названиях оставшихся картинок. Озвучивает образованное слово (лук). Затем передвигает жгут, закрыв им другую картинку (В данном случае – утку). Также соединяет последовательно первые звуки в названиях оставшихся картинок. Озвучивает образованное слово (лак). Ребенок предлагает варианты слов (лук, лак). «Назови общий звук». Цель: развивать умение производить звуковой анализ слов. Оборудование: карточки с картинками, изображенными графическим способом. Ход: Ребенок выбирает карточку. Называет изображенные на ней картинки (Например: рак, корабль, баран, тигр). Выделяет согласный звук, который слышится в названии четырех картинок, изображенных на карточке, обозначает соответствующей буквой (р). Находит эту букву среди предложенных и выкладывает ее на середину карточки. «Перфокарты». Цель: закрепить умение соотносить слово-название картинки с соответствующей схемой. Оборудование: перфокарты, цветные карандаши. Ход: Ребенок выбирает карточку-перфокарту, на которой слева изображены в различной очередности предметные картинки, в названии которых определенный звук слышится вначале, середине и конце слова. А справа – простейшие схемы слов. Посередине карточки белый лист бумаги. Дошкольник проводит линию, соединяющую картинку со схемой, соответствующей названию выбранной картинки, комментирую свой выбор. (Использование, вместо карандаша, нитки решает несколько задач: развивает мелкую мускулатуру рук, выдержку, умение доводить начатое дело до конца). «Угадай имя». Цель: развивать умение выделять первые звуки в словах, обозначать их буквами, читать одно, двухсоставные слова. Оборудование: карточки с изображением ребенка и предметов, буквы. Ход: Участвует двое детей. Дети выбирают карточку и предлагаю друг другу отгадать имя мальчика или девочки, изображенной на данной карточке. На ней же изображены различные картинки. ( Например на карточке с изображением мальчика могут быть нарисованы: молоток ,шар, индюк, автобус). Ребенок, к которому обращен вопрос, выделяет первые звуки в название картинок (м, ш, и, а), обозначает их буквами. Затем, производя манипуляции с выбранными буквами, выкладывает имя и называет его (Миша). «Собери слово». Цель: совершенствовать навыки анализа и синтеза. Оборудование: предметные картинки, буквы, карточка. Ход: Первый вариант: двое детей. Один ребенок выкладывает предметные картинки (6х8 см.) таким образом, чтобы по начальным звукам в названии каждой их них, можно было выложить слово. Другой ребенок выделяет первые звуки, в названии картинок, подбирает соответствующие буквы, выкладывает их на наборном полотне и называет слово. Второй вариант: Ребенок выбирает большую предметную картину (20х30 см.), в названии которой 3-5 звуков (Например: тигр). На наборном полотне, расположенном под основной картиной, выкладывает маленькие картинки (6х8 см.). (Например: танк, игла, груша, рысь). Синтез первых звуков названий этих картинок является названием изображения на большой картине. Ребенок называет первые звуки и слово целиком.
Желаем успехов!
| |