ЛОГОПЕД.ru

Планирование логопедических занятий


 

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

When.Flights

Полезное:

План коррекционно-развивающей работы по теме: “Развитие пространственного ориентирования у старших дошкольников”.

Абрамова Е.Л., учитель-логопед “МАДОУ “Детский сад комбинированного вида №5 “Солнышко”, г. Чудово, Новгородская обл.

Пояснительная записка.

Недостаточность сформированности пространственных педставлений, как показывают исследования, напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребёнка, феноменологически проявляется в нарушениях графической деятельности, в трудностях овладения чтением, письмом, математическими операциями.

Результаты диагностики детей старшего дошкольного возраста, ежегодно проводимой специалистами нашего детского сада, показывают, что достаточно большой процент будущих первоклассников имеет недостаточный уровень сформированности пространственных представлений, что может вызвать затруднения в дальнейшей практической и учебной деятельности у таких детей.

Основная цель:

Развитие и совершенствование пространственного восприятия и анализа, формирование пространственных представлений у детей.

Задачи:

· уточнить и обогатить представления детей о пространственных признаках окружающих объектов;

· уточнить и закрепить представления детей о схеме собственного тела и схеме тела стоящего напротив;

· научить детей ориентироваться в направлениях пространства (определять их и двигаться произвольно в определённом направлении);

· научить детей определять пространственное положение предметов по отношению к себе (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева);

· научить детей определять пространственное положение предметов относительно друг друга, своё положение относительно других предметов (перед столом, за шкафом, слева от окна);

· научить детей ориентироваться на плоскости, в двухмерном пространстве (на листе бумаги, на столе, на фланелеграфе, и т д.).

Адресат:

дети старшего дошкольного возраста с недостаточным уровнем сформированности пространственных представлений (особенно дети с ОНР, ЗПР). Данный план может быть использован и в работе с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в усвоении программного материала начальной школы, вызванными недостаточным уровнем сформированности пространственных представлений.

Краткое содержание:

Работа по плану “Развитие пространственного ориентирования у старших дошкольников”

включает в себя два блока: диагностический и коррекционно-развивающий. Коррекционно-развивающий блок состоит из 7 последовательных этапов, каждый из которых предполагает реализацию одной из вышеуказанных задач программы и выстроенных с учётом особенностей и последовательности формирования пространственного восприятия, пространственных представлений в онтогенезе. Диагностический блок включает в себя начальную и конечную диагностику, позволяющую оценить результативность проведённой работы.

 

 

Тема Краткое содержание Количество часов

1. Уточнение и обогащение представлений о пространственных признаках окружающих объектов. На занятиях с детьми используются упражнения по закреплению умений воспринимать форму предметов, и их элементов, цвет предметов, их величину, высоту, длину, ширину, удалённость и т. д. Отрабатываются умения узнавать, сравнивать, группировать предметы, выделять часть из целого, составлять целое из частей. Понимание сравнительных степеней прилагательных (длиннее-короче), подбор антонимов, понимание простых предложных конструкций. Соблюдается принцип постепенного усложнения материала.

5-6

2. Уточнение и закрепление представлений о схеме собственного тела. Овладение схемой собственного тела - основа, на которой развиваются все другие виды пространственной ориентации. Ориентировка на лице, на теле (в т. ч. правая - левая рука), пространственные взаимоотношения частей лица, тела по отношению к лицу, к телу в целом, к руке (сначала по вертикальной оси (вверху – внизу, выше всего – ниже всего, выше, чем), затем – по горизонтальной (впереди – сзади – по бокам). Предлоги: на, под, над, между. Работа с конструктором, магнитной доской. Маркировка правой руки.

4-5

3. Развитие представлений о схеме тела стоящего напротив. Игры и упражнения на развитие и закрепление навыков пространственного ориентирования в схеме тела стоящего напротив. Изменение “точки отсчёта”.

2-3

4. Формирование умения ориентироваться в направлениях пространства, окружающего человека. Игры и упражнения на развитие умений определять и произвольно двигаться в заданном направлении.Отработку навыков определения направлений пространства относительно собственного тела по образцу сменяют упражнения на дифференциацию направлений по словесной инструкции. Прыжки, ходьба, повороты, наклоны, перешагивания и др. движения в определённом направлении. Двигательные диктанты. Далее происходит постепенное “сворачивание” движения, переход из внешнего во внутренний план (например, по инструкции педагога ребёнок переходит от движений всем телом к показу рукой названного направления, а затем – только указывает взором. Обозначение направлений графически (схемой). Определение направлений на плоскости листа. Графические диктанты, лабиринты.

4-5

5. Формирование умения определять пространственное положение объектов относительно себя. Формирование представлений о взаимоотношениях внешних объектов и тела: по вертикальной оси (вверху – внизу), по горизонтальной (впереди – сзади, справа – слева). Наречия и предлоги: перед – за, левее, правее, ближе, дальше, рядом. Конструкции: впереди меня стол, справа от меня дверь и т. д. “Назови соседей”, “Что изменилось”, Ориентировка на листе бумаги. Геометрические диктанты. Рисование схем. “Волшебные колпачки”, “Танграм”, и т. п.

6

6. Формирование умения определять пространственное положение объектов относительно друг друга, свое положения относительно других объектов. Ориентировка от предмета: по вертикальной оси, по горизонтальной. Использование предлогов и простых предложных конструкций. Детям предлагаются более сложные задания: определить пространственное соотношение между предметами и обозначить их вербально, провести преобразования в расположении предметов относительно друг друга по словесной инструкции или наглядному образцу, определить пространственные соотношения элементов графических изображений, выполнить рисунок (конструктивную поделку) по словесной инструкции, ориентировка по плану, и т. д. “ Уникуб”, “Сложи узор”, “Волшебные колпачки” и т. п.

6

Диагностика (начальная, конечная). Групповая, индивидуальная.(Е. А. Стребелева, Н. и М. Семаго, Т. А. Павлова, М Безруких..) 2

Для реализации этого содержания подбираются игры и упражнения по каждой теме. Педусматриваются упражнения на обводку, штриховку, дорисовывание, анализ, копирование образца; конструирование по образцу, по словесной инструкции, по представлению, по памяти. Повышению эффективности работы способствует также привлечение к выполнению того или иного задания максимально возможного числа анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кинестетического), комплексная и содружественная работа которых обеспечивает формирование более устойчивых и правильных пространственных представлений.

Учитывая, что все психические процессы связаны между собой и взаимообусловлены, упражнения, используемые в данном плане, способствуют также развитию внимания, памяти, мышления, речи, мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Структура занятия:

· организационный момент;

· основная часть;

· подведение итогов.

Приёмы и методы, используемые на занятиях:

Игра, (как основной приём в дошкольном и возрасте), наглядный, практический, словесный методы; наблюдение, тестирование, анализ результатов деятельности.

Данный план предусматривает проведение подгрупповых занятий с детьми в возрасте 6-8 лет. Продолжительность каждого занятия – 25-30 минут. Наполняемость группы – 6 -8 человек. Весь курс рассчитан на 30-32 занятия в течение года.

 

Методы и средства оценки результативности:

Результативность оценивается посредством проведения начальной и конечно диагностики детей, посещавших занятия, а также по результатам наблюдений за детьми во время занятий.

Исследуются следующие параметры, помогающие оценить результативность проведённой работы:

· умение ориентироваться в схеме собственного тела;

· умение ориентироваться в пространстве, на плоскости;

· умение определять взаиморасположение объектов и тела;

· понимание и использование в речи пространственных предлогов и пространственных речевых конструкций;

· аналитико-синтетическая деятельность (ориентировка на образец, конструктивные навыки).

Желаем успеха!

 

Логопедические игры на портале Мерсибо

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2020 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service