Различение глухих и звонких согласных: Т и Д.
Стрельникова А.Ю.
логопед-дефектолог, частная практика

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. для 1 класса. 1. Тема: Различение глухих и звонких согласных: Т и Д. 2. Цель: тренировать детей в различении звонких и глухих согласных Д и Т; учить различать согласные Д и Т в слабой и сильной позиции, упражнять в изменении слабой и сильной позиции с помощью гласных; учить определять место звуков Т и Д в начале, середине и конце слова; развивать связную речь (Т и Д в предложениях, составление предложений по картинке). 3. Ход занятия: Логопед: сначала небольшая разминка. Читаем слова и проговариваем вслух. (закрепление артикуляции звука Р) пра-пра-пра-право пра-пра-пра-правда пра-пра-пра-праздник пры-пры-пры-прыгать пры-пры-пры-прыжок про-про-про-просо про-про-про-пробка про-про-про-пропуск пру-пру-пру-пруд пру-пру-пру-прудик пру-пру-пру-пружина Логопед: Еще раз прочитай последние три слова, пожалуйста. В слове «пруд» какая буква стоит после «пру-»? Какой звук обозначает буква Т? Назови его. Какой звук обозначает буква Д? Чем похожи эти звуки и чем отличаются? А что еще можно заметить интересного? Что еще мы можем сказать об этих звуках? (Губы, зубы и язык занимают одинаковое положение. Я буду называть слова, а вы хлопайте: если услышите Т – хлопаете 1 раз, если Д – 2 раза. ДУДКА ТАНК ДОЧКА ТОПОЛЬ СТОП КОТ САДЫ Теперь у себя в тетрадочках нарисуем звуковые схемы (линеечки). Подберите по 3 слова и запишите каждое в правильный столбец. В первый столбик пишем слова, в которых звук Т в начале, во второй – где Т в середине, и в третий – где Т в конце слова. танк лото квадрат Таня цветок кашалот ток фото флот Толик каталог талисман Логопед: Поменяем в наших схемах звук Т на Д и понаблюдаем за звуком Д в начале, в середине и в конце слова. Придумываем и записываем в каждый столбик. дать города дом кадет ??? доля пиджак дорога Логопед: Посмотрите-ка на третий столбик. Неспроста ни у кого не получилось придумать такие слова. Такого просто не бывает, чтобы звонкий согласный звук Д стоял в конце слова. Он оглушается: пишем букву Д, а слышим звук Т: Завод вперёд Такую позицию звука мы называем слабой. И чтобы написать правильную букву, надо позицию усилить. Как это сделать? Как можно себя проверить? Нужно добавить гласный. Гласный звук усиливает слабую позицию согласного. завоД или завоТ? Проверяем: завоДы Логопед: Посмотрите на картинку и послушайте. Отгадайте, о чем речь? Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадет. И никуда я не иду, Покуда он идет. (Дождь) Логопед: Какие слова-действия мы можем подобрать к слову дождь? (Капает, поливает, моросит). Логопед: Дождь моросит. Сколько слов в этом предложении? Какое первое, какое второе? Придумайте своё предложение со словом «дождь». Логопед: Посмотрите на картинки, составьте предложения с их помощью. Я бегу под дождём. Зайку намочил дождь. 4. Итог занятия: Логопед: На этом мы закончим. Что мы сегодня делали на занятии? ( Обсуждали звуки Д и Т, учились их слушать). Учились различать звуки Д и Т. А какую особенность мы узнали про звук Д в конце слова? Мы учились различать слабую и сильную позиции звуков Т и Д. Учились изменять слово так, чтобы слабая позиция стала на сильной.
razlichenie_glukhikh_i_zvonkikh_soglasnykh_t_i_d.jpg
Желаем успехов!
|