Конспект логопедического занятия “Распространение сложного предложения
определениями.
Сорокина Т.В., учитель-логопед ГБОУ д/с компенсирующего вида №2356 ЮАО
г.Москвы.
Цель: 1. Обогащать словарь именами прилагательными.
2. Учить детей подбирать к предмету возможно большее количество определений.
3. Включать слова- признаки в определённом месте перед определяемым словом.
4. Согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе, и
падеже.
5. Учить составлять сложное предложение с заданным союзом по опорным картинкам.
6. Обобщить лексический материал по темам "Зима" и "Весна".
7. Развивать логическое мышление на основе упражнения детей в установлении
причинно- следственных отношений.
8. Развивать слуховое внимание, слуховую и зрительную память.
9. Составлять предложения по слуховым образам.
Оборудование: Мягкая игрушка мартышка, сюжетные картины "Зима" и "Весна", фланелеграф,
предметные картинки с зимними и весенними явлениями, набор для составления схемы
предложения, аудиозапись "Времена года" П.И.Чайковского.
Ход занятия
I . Орг. момент.
Я сегодня шла на работу и увидела на скамейке коробочку. Я принесла её вам.
Посмотрим, что в коробочке. Как вы думаете, о чём нам могут рассказать эти картинки?
Дети: -Эти картинки рассказывают о зиме и весне.
Логопед: - Дети, отберите картинки, связанные с зимой.
II . А давайте позовем к нам в гости
кого-то, кто никогда не видел зиму. Например, весёлую Мартышку.
Там, где она живёт- всегда лето. Расскажем Мартышке, какая у нас была зима.
Логопед выставляет сюжетную картинку "Зима".
Придумайте предложение из двух слов.
Дети: -Была зима.
Логопед на фланелеграфе составляет схему предожения.
Понравится Мартышке такое предложение?
Давайте сделаем это предложение длинным, красивым и интересным.
Какая была зима?
Подберём красивые слова к слову "зима".
Дети подбирают определения: холодная, снежная, морозная, суровая, студёная,
вьюжная.
В схему предложения вводятся определения. Логопед акцентирует внимание детей на
том, что слово "зима" оказывается в конце предложения.
III. А сейчас расскажем Мартышке
почему зимой холодно. А помогут вам составлять предложения картинки у вас на
столе.
Не забывайте подбирать красивые слова к своим предметам.
Ребёнок выставляет свою картинку и составляет предложение.
Р-к: -Зимой холодно, потому что земля
покрыта белым, пушистым, нетающим, мягким, чистым снегом.
Р-к: - Зимой холодно, потому что на небе зимнее,
тусклое, холодное, негреющее, маленькое солнце.
Р-к: - Зимой холодно, потому что дует холодный, ледяной, северный,
порывистый, резкий ветер.
Р-к: - Зимой холодно, потому что небо
серое, пасмурное, хмурое, низкое, облачное.
Л-д: - Когда реки покрываются льдом?
Р-к: - Когда сильный мороз, реки покрываются крепким,
толстым, скользким, гладким, прозрачным льдом.
Л-д: - Зимой холодно, поэтому как одеваются люди?
Р-к: - Зимой холодно, поэтому люди надевают тёплую,
меховую, шерстяную, зимнюю одежду.
Л-д: - Зимой холодно, поэтому как люди заботятся о птицах?
Р-к: - Зимой холодно, поэтому дети кормят голодных,
озябших, зимующих, разных птиц.
Л-д: - Как вы думаете, понравилась Мартышке наша зима?
- А нам нравится зима? Почему?
Р-к: - Мне нравится зима, потому что можно кататься на
ледяных, скользких, высоких, крутых горках.
Р-к: - Мне нравится зима, потому что можно кувыркаться в мягких,
пышных, глубоких, белых, чистых сугробах.
IV . Физ-минутка.
Метод ограничения, направленный на развитие творческих возможностей.
Дети встают полукругом. Что мы делаем зимой, когда замерзают руки.
(Дети хлопают в ладоши) Когда замерзает нос, щёки, ноги?
V . Л-д: - А вы не забыли, что в коробочке
остались картинки?
- Напомните, о чём эти картинки?
Дети: - О весне.
Логопед выставляет картину "Весна" и одновременно читает загадку.
"Солнце ласково смеётся, светит ярче, горячей.
И с пригорка звонко льётся разговорчивый ручей."
Дети, давайте представим, что мы в весеннем лесу. Внимательно послушайте "звуки
весны", а потом подберите нужную картинку.
Дети слушают "Времена года" Чайковского.
Л-д: - Какая музыка звучала вначале?
Дети: - Тихая, нежная, ласковая, плавная.
Л-д: - А какой мелодией она сменилась потом?
Дети: - Радостной, весёлой, громкой, звонкой.
Л-д: - Что вы представляли под эту музыку?
Дети: - Я услышал весеннюю капель.
- Я услышал проливной дождь.
- Я услышал звонкий ручеёк.
- Я услышал, как распускаются почки на деревьях.
- Я услышал, как появляются первые цветы.
- Я услышал, как дует ласковый ветер.
- Я услышал, как звонко поют птицы.
VI . Будем составлять предложения по двум
картинкам.
Игра: "Что с начала, что потом".
Используйте маленькое слово "и"
Логопед выставляет по две картинки
солнце сугробы
Светит яркое солнце и тают большие, белые, пышные сугробы.
облака дождь
Облака собираются в тучи и идёт весенний, сильный, ливневый дождь.
снег травка
Тает снег и появляется первая, мягкая, весенняя, зелёная, шёлковая травка.
сугробы ручейки
Тают сугробы и по земле бегут весенние, звонкие, маленькие, быстрые ручейки.
снег подснежники
Тает снег и на проталинах растут первые, нежные, голубые подснежники.
солнце листочки на дереве
Ярко светит солнце и на деревьях появляются первые, зелёные, пахучие, клейкие
листочки.
снег птицы
Тает снег и прилетают ранние перелётные птицы.
О какой весне мы рассказали Мартышке?
Дети: - О ранней весне.
VII . Итог.
Что вам понравилось на занятии?
Кто подбирал самые красивые слова о зиме и весне?
Все хорошо работали, думали, подбирали красивые слова в предложениях.
Вечером вспомните и нарисуйте "звуки весны".
Желаем успеха!
|