Коррекционно-развивающая работа педагога-логопеда с детьми с ограниченными возможностями
в условиях кабинета психолого-педагогической коррекции.
Бекхожина Г.М., педагог-логопед Кабинета психолого-педагогической коррекции.
Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы выступает внедрение
моделей непрерывного образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования
индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и
личностного роста.
Главная задача, которая определена Кабинетом психолого-педагогической коррекции состоит
в том, чтобы максимально адаптировать ребенка с особыми нуждами к условиям современной жизни
и решать это необходимо адекватными средствами – через включение этих детей в среду детей
обычного развития, совместное обучение, организацию их совместного досуга, оказание им
взаимоподдержки.
В кабинете коррекции разработан следующий алгоритм проектирования индивидуальных
образовательных маршрутов обучающихся:
- Анализ рекомендаций ПМПК.
- Проведение командных оценок.
- Изучение социально-бытовых условий.
- Составление индивидуально-развивающих программ.
- Проведение групповых и индивидуальных занятий обучающихся.
Опыт работы кабинета с детьми с ограниченными возможностями в развитии включает в себя
все составляющие: нормативно-правовое обеспечение, учебный план, психолого-педагогическое
сопровождение, мониторинговые исследования уровня обученности, психического развития,
состояния здоровья обучающихся.
При поступлении ребёнка в КППК, проводится командная оценка. Целью командной оценки
является составление индивидуальной развивающей программы (далее - ИРП) и проведения
обследования. Планирование командной оценки осуществляется на этапе её подготовки.
Специалисты выбирают те задания, которые они намерены предложить ребёнку, с целью получения
информации, позволяющей составить индивидуальную развивающую программу. Для этого
используется диагностический инструментарий, с учетом специфики нарушений и возрастных
особенностей детей. Педагог-логопед выявляет, например, сформированность фонематического
слуха, исследует понимание обобщающих слов по темам, словосочетаний и простых предложений,
оценивает технику чтения ребёнка, умение выделять главную мысль прочитанного, способы
пересказа, по которым можно определить смысловую целостность и грамматическое оформление
речи.
Эффективность метода командной оценки обусловлен тем, что мультидисциплинарное
обследование ИРП составляется на каждого ребенка, с учетом специфики нарушений, выявленных
при обследовании его психофизического состояния. Процедура включения проходит в следующей
последовательности:
- обследование ПМПК;
- заполнение родителями ребенка анкеты-опросника;
- получение профиля фактического уровня развития;
- проведение командной оценки психофизического развития ребенка;
После обследования ребенка по учебному плану определяется перечень услуг для оказания
коррекционной помощи с учетом структуры дефекта. ИПР охватывает все основные сферы развития
ребенка и зависит от психофизического состояния ребенка (структуры дефекта), а также желания
и информированности родителей.
При составлении ИРП педагоги специалисты руководствуются следующими принципами:
- онтогенический подход в обучении;
- единство диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- учет анализа социальной ситуации развития ребенка и его семьи;
- включение родителей или лиц их заменяющих в коррекционно-педагогический процесс;
- формирование и коррекция высших психических функций в процессе специальных занятий с
детьми;
- реализация личностного ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей через
совершенствование методов и приемов работы;
- опора на сильные стороны в развитии ребенка, на его возможности;
- мониторинг путем определения базовых достижений ребенка после каждого цикла
коррекционной работы;
Составление индивидуальной развивающей программы для ребенка – процесс всегда
творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед
ребенком новые возможности его развития. На занятиях игры и упражнения выбираются с учетом
индивидуальных развивающих программ.
Контроль за коррекцией и развитием речи осуществляется на основе мониторинга. Определенные
результаты достигнуты - обогатился словарный запас, повысился уровень коммуникативных
способностей.
Успешная реализация поставленных задач коррекционно-развивающего обучения возможна лишь при
высоком уровне сотрудничества между педагогами и родителями. Поэтому при построении работы
по взаимодействию с родителями детей, имеющих нарушения в развитии педагоги стараются
сделать этот процесс двухсторонним, вовлекая родителей в коррекционный процесс.
Разработка проблемы коррекционно–развивающего обучения показывает, что приоритетным
направлением в работе КППК является ориентир на “включение” детей с ограниченными
возможностями в коллектив обычно развивающихся детей и взрослых на правах “равных
партнеров”.
Итак, педагогический поиск заключается в том, чтобы определить те виды коммуникации или
творчества, которые будут интересны и доступны каждому ребёнку. Педагог лишь создает
условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими
детьми. Желаем успехов! |