Конспект индивидуального логопедического занятия “Дифференциация [с] - [ш] в слогах,
словах.”
Пухова Е.А., учитель–логопед, г. Салехард, ЯНАО.
Тема: дифференциация [с] - [ш] в слогах, словах.
Цель: Научить дифференцировать [с] - [ш] в слогах, словах.
Задачи: Образовательная: Закрепить знания о звуках [с] - [ш].
Коррекционная: Развитие высших психических функций.
Воспитательная: Формирование контроля за собственной речью.
Оборудование: 2 разрезные картинки, картинка поезда, конверты, палочки, кружочки и
прямоугольники, игрушки, в названии которых есть звуки звуками [с], [ш], 2 домика для
деления слов на слоги.
Ход занятия:
I.Орг. момент
II. Введение в тему
- Сегодня мы с тобой совершим путешествие. Наш поезд отправляется с вокзала в город
звуков, в один из его замков. Чтобы узнать в какой замок нам надо, нужно выполнить
задание. Это задание находится в конверте. Возьми его, достань содержимое.
- Раз, два, три – картинки собери. Ребёнок называет получившиеся предметы. ( Шапка,
сумка).
Какой первый звук ты слышишь в слове шапка, сумка? Чьи это песенки
?
Сегодня мы отправимся к звукам [с], [ш].
IIIАрт. Гимнастика
Для того, чтобы их правильно называть, нужно выполнить упражнения. (горка – чашечка,
улыбка – рупор )
IVАнализ артикуляции, акустический разбор
А чем различаются звуки [с] [ш]?( Какую форму принимают губы при произнесении звуков [с]
[ш].Где у тебя находится язычок, когда ты произносишь звук [c], [ш]. Какая воздушная струя
при произнесении звуков [с], [ш]). А что в этих звуках общего? (какие они?)
- Значит, сегодня мы путешествуем в синий замок, в замок согласных звуков.
Vдифференциация в слогах
- Построим железную дорогу для нашего поезда. Я называю слог со звуком [с] и кладу
палочку, а ты называешь такой же слог, только со звуком [ш] и кладёшь палочку напротив моей
(СА-ША; СО-ШО; СУ-ШУ;) а теперь положим шпалы (СЫ-ШИ; ША-СА; ШО-СО; ШУ-СУ; ШИ-СЫ;
АСА-АША;АСО-АШО;АСУ-АШУ;АСЫ-АШИ)
VI. Развитие мелкой моторики
- Проверим, прочная ли у нас получилась железная дорога, а чтобы было веселей, будем
петь песенку: СА-ША-СА; СО-ШО-СО;СУ-ШУ-СУ; ША-ША-СА; СА-СА-ША; ШУ-ШУ-СУ.
Указательным и средним пальцами “шагают” по шпалам построенной железной дороги.
Прочная дорога, теперь наш поезд без труда доберётся до синего замка.
VIIРазвитие фонематического слуха, дифференциация в словах
- Мы добрались до первой станции. На этой станции нас ждёт сюрприз, который нам
приготовили звуки. Открывай конверт. Что это за непонятные предметы? Сейчас станет всё ясно.
Мы поиграем в игру: я буду называть слова, а ты, когда услышишь звук [с] положишь на стол
прямоугольник, а когда услышишь звук [ш], положишь кружок. (КАШКА-КАСКА; МИШКА – МИСКА;
МАШКА – МАСКА; КРЫСА – КРЫША; СУТКИ – ШУТКИ; УСЫ – УШИ; БАСНЯ- БАШНЯ; )
VIII. Развитие мышления
Не будем задерживаться на этой станции, нам нужно спешить.
Наступила ночь. - А что это виднеется впереди нашего поезда?
(Ребёнку даётся картинка с изображением силуэтов предметов). (ШАПКА, ВИШНЯ, МЫШКА,
МЕШОК, САРАФАН, СТОЛ, СТУПЕНЬКИ, ДОСКА АНАНАС)
IX. Звуко-слоговой анализ
- Вот мы и добрались до следующей станции. Посмотри, сколько пассажиров вышло на этой
станции! Помоги разместить пассажиров по домам. В первом доме живут жители, в именах
которых, есть звук [с], во втором домике – звук [ш]. Кого ты поселишь в первый домик, а кого
во второй? В каждом доме есть три этажа. (первый этаж – три квартиры – три слога; второй –
две квартиры – два слога; третий – одна квартира – один слог). Кого ты поселишь на первый,
второй, третий этаж?
X. Развитие мышления
Пассажиры вышли, и наш поезд быстро доехал до синего замка. Звуки приготовили для тебя
загадки, а отгадки на эти загадки находятся в синем замке. Отгадай загадку, найди
соответствующую картинку, назови ее.
За ниточку хвостик Не галстук он, не воротник,
В руке я держал. А шею обнимать привык,
Ты улетел, Но не всегда, а лишь тогда,
А я побежал. (шар) Когда бывают холода. (шарф)
Не сокровище, а сверкает.
Не огонь, а греет.
Не живое, а двигается. (солнце)
Зимой вырастает,
Весной тает. (сугроб)
Вот мы и дошли до синего замка согласных звуков.
X. Итог
Над какими звуками мы сегодня работали? Чем они отличаются? Желаем успеха!
|