|
Компьютерные средства визуального контроля произношения в работе логопеда.
Работа логопеда любой квалификации и направления всегда считалась достаточно штучным продуктом, в которой секреты успеха зависят от сочетания методической изобретательности и гибкости с жесткой скурпулезностью и требовательностью. При этом считается, что применение технических средств в успехе такой работы не может иметь решающего значения, поскольку основной продукт этой работы базируется на субъективных ощущениях пациента, многообразие которых нельзя измерить объективными средствами. Постановка звукопроизношения, отработка механизмов голосообразования, пропедевтические упражнения и артикуляционная гимнастика опирались в основном на тактильные ощущения в речеобразующих органах. Оптический контроль за состоянием органов речи классически осуществлялся в виде упражнений перед логопедическим зеркалом, которое, наверное, в наше время уже нельзя называть техническим средством. Однако в последнее время современное стремительное развитие техники позволяет логопеду работать не на уровне субъективных ощущений пациента, а на основе более объективных компьютерных способов оценки продуцируемой речи и коррекционных упражнений. Опосредованный визуальный контроль основных механизмов речеобразования, существенно облегчает многие задачи логопедической практики. Средств современного персонального компьютера вполне достаточно на одновременное решение задач и обработки звуков речи и занимательного диалога с ребенком в виде забавной анимации на экране.
Попытки визуализировать звуки речи были предприняты довольно давно. В 70-80 годы в бывшем СССР в свое время находились средства для исследований и серийного производства приборов визуального контроля речи для слабослышащих "ВИР", "И-2" и др. Однако несовершенство и приблизительность технологий того времени по настоящему было преодолено только с появлением компьютеров и цифровой техники. Технологическое первенство с базой персонального компьютера можно смело отдать корпорации IBM, которая в 1987-89 годах представила вниманию заинтересованной профессиональной общественности логопедов США настольную систему "Видимая речь". Несмотря на высокую цену (2600-3150$ в розницу) и благодаря централизованным закупкам в 1991-1993 году на территории СНГ было приблизительно около 100 комплектов подобного оборудования, которое успешно работает и в настоящее время. Эта разработка была настолько привлекательна и так вписывалась в начало "компьютерной революции", что породила целый ряд попыток повторить успех IBM не только за рубежом, но и внутри СНГ. Наиболее известные из отечественных: "Речевой калейдоскоп" - НПО "КАСКОД" - С-Петербург; "Филипок"-КУДИЦ - Москва; "КОСПР" - Минск. Практически все они использовали нестандартные внешние устройства обработки речи, заменяющее современные звуковые карты, поскольку стандартные звуковые карты были достаточно дороги. Мы не будем вдаваться в технические подробности конструктивных особенностей, однако отметим, что все они в той или иной степени были аналогами разработок IBM. И в настоящее время из отечественных разработок предлагаются к поставке тренажеры "Дельфа"- Москва, "Учимся говорить" С-Петербург , "Визуальный тренажер произношения" - Минск. И хотя их и не назовешь самыми современными средствами, поскольку в быстро меняющемся компьютерном мире даже год - это очень много, тем не менее они остаются самыми доступными для отечественной системы специального обучения средствами.
Что же поддается визуализации в таком сложном с физической точки зрения явлении как человеческая речь. (Конечно же, мы говрим сейчас лишь о так называемой речи внешней, громкой.) Понятность, внятность, разборчивось, темп, интонация, скорость - эти характеристистики речи имеют непосредственное воплощение в физических явлениях и поддаются объективному измерению. Если рассматривать персональный компьютер как универсальный измерительный прибор, а у него есть для этого все средства, то можно говорить о самом удачном техническом решении для задач визуализации речи. Итак понятность, внятность, разборчивость речи - базируется на способности человека продуцировать и объединять фонематические цепочки звуков принятые, общеупотребительные в определенной языковой среде. Фонема или звук речи в единственном изолированном варианте имеет как минимум три объективные характеристики прямо связанные с физикой звука: амплитуда или громкость, с которой произностися звук, спектр частот или тембр, который присутствует в звуке и длительность, т.е. время за которое этот звук произнесен. Все эти составляющие так или иначе всегда были предметом логопедической практики при различных речевых нарушениях, как впрочем и остальные вышеназванные характеристики, присутствующие в речи - темп, интонация, скорость. Последние отражают более глобальные промежутки речи, такие как высказывание или фраза. При этом они также могут быть объективно измерены на предмет скорости проговаривания отдельных слов в минуту или повышения/понижения интонационного ряда. И это, пожалуй все наиболее значимые характеристики речи, как физического явления. Все эти характеристики речи можно с успехом использовать для создания визуальной опоры различным развивающим упражнениям и непосредственно живой речи. Что и реализовано в перечисленных выше разработках в виде игровых и развивающих модулей, направленных на коррекцию тех или иных речевых проблем. Однако речевые нарушения столь разнообразны, а методические подходы столь разноплановы, что вряд ли можно выделить какую либо универсальную методику, которую можно было бы положить в основу автоматизированного, компьютерного подхода к коррекции речевых нарушений. Именно поэтому все разработки можно считать вспомогательными средствами логопедической работы, при этом большинство этих средств достаточно уникальны и чрезвычайно эффективны. В руках у творчески работающего специалиста, они способны в несколько раз ускорить формирование и коррекцию необходимых речевых компонентов.
| |