ЛОГОПЕД.ru
 

Logoped.Ru - Для специалистов


Арушанова А. Г.
Речь и речевое общение детей:
Книга для воспитателей детского сада.

В книге представлен один из возможных путей реализации базисного компонента программы «Истоки» по разделу «Речь и речевое общение». В ней обобщен многолетний опыт речевого воспитания детей, направленного на развитие их коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми. В помощь воспитателю в издании приведено большое количество грамматических игр, упражнений, коммуникативных ситуаций.

Книга адресована педагогам дошкольных учреждений, а также студентам и преподавателям педагогических колледжей и университетов.

Арушанова Алла Генриховна, специалист по дошкольному воспитанию, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. Около 30 дет занимается исследованием педагогических условий развития речи детей, опираясь на идеи таких выдающихся ученых, как А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, С. А. Рубинштейн, А. Р. Лурия, Ф. А. Сохин. Автор более 100 научных публикаций по лингводидактике, соавтор нескольких методических пособий для воспитателей. В последние годы научные интересы касаются условий развития и саморазвития коммуникативной компетенции детей.

Содержание.

Введение

МЕТОДИКА ГРАММАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Игры, упражнения, коммуникативные ситуации
Методика проведения игр и упражнений с грамматическим содержанием

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ
     Общая характеристика речи
     Формирование структуры предложений
     Формирование морфологической стороны речи
     Формирование способов словообразования
     Игры и упражнения с грамматическим содержанием:
Чудесный мешочек | Разноцветный сундучок | Теремок | Чего не стало? | Где наши ручки? | Лото | Мишка, поезжай | Мишка, ляг | Прятки | Потерялись | Чей голос? | На прогулку | Поручения | Дружные ребята | Будут на зиму дрова | Качели | Волк и зайцы | Ежик и мыши | Делай сам | Перепрыгни через ров | Ветер | Поезд | Бабушка Маланья | Где мы были, мы не скажем | Лохматый пес | Курочка-Рябушечка | Молчанка | Сова | Молчок | Смешинка | Два брата | Добавь слово | Скажи наоборот | Невидимка | Олины помощники | Кто что делает? | Все наоборот | Что сделал Умейка | Кто больше назовет действий | Кто больше скажет о профессии | Сорока | Маша обедает | Кто как голос подает? | Не умеют читать | Оркестр | Подскажи словечко | Что было бы, если бы... | Вечер загадок | Шуточное письмо | Что ты слышал? | Путешествие Буратино | Как живете? Что жуете? | Летели кукушки | Гуси.

ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ
     Общая характеристика речи
     Формирование структуры предложения
     Формирование морфологической стороны речи
     Формирование способов словообразования
     Игры и упражнения с грамматическим содержанием
Угадай-ка | Узнай по описанию | Чего не стало? | Чего не хватает Мише для прогулки? | Кафетерий | Ателье | Петрушкины команды | Вы хотите? — Мы хотим | Зайка, сделай | Почтальон принес открытки | Огородник | Полетушки | Что для чего? | Чье, чье? — Мое | Что изменилось? | Страшный зверь | День рождения Пуха | Крошка бегемот | Отгадайте, кто это? | Ослик в гостях у медвежонка | Чаепитие | Таня накрывает на стол | Магазин посуды | Заинька | Корчага | Смешинка | Холодно-тепло | Разбуди кота.

ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ
     Общая характеристика речи
     Формирование структуры предложений
     Формирование морфологической стороны речи
     Формирование способов словообразования
     Игры и упражнения с грамматическим содержанием
Размытое письмо | Живые слова | Сочиняем рифмовки | Где я был? | Пиф считает | Три линейки | Разговор по телефону | Узнай по звуку | Мишка-музыкант | Киоск открыток | Музей игрушек | Про пана Трулялинского | Отгадайте кличку | Горшки | Что ты делаешь? | Король | Коршун | Как тебя зовут? | Почта | Кузовок | Маковое зернышко.

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Методика проведения занятий по развитию диалогического общения
Сценарии активизирующего общения
Вспомним о лете | Как грузовичок искал друга | Загадки Старика Годовика | Инсценировка сказки «Лиса и рак» | Наши четвероногие друзья | Огородник | Кузовок с картинками | Совместное сочинение сказки «Колесо» | Обитатели городского парка | Вечер загадок | Узнай на вкус | Зимний лес | Собака в жизни человека | Полетушки | Лиса и муравей | Заметь звук | К нам пришел Новый год или О том, чего не бывает | Зверята и зеркало | Еж | Наши встречи в природе | Дети в семье | Шутки-чистоговорки | Как осел петь перестал | Встреча с белочкой | Ребята и зверята | Чики, чики, чикалочки! | Наши щенки | Как белка и заяц друг друга не узнали | Поговорим о безопасности | Сочинение «Еж» | Кролик Егорка и попугай Гриша | Зубастый гребешок | Как животные помогают человеку | Рекс считает | Вы видали? | Какое слово спряталось?

Игры парами

Оценка уровня диалогического общения
Параметры оценки
Найди звук «С» | Кактус | Три медведя | Угадай на ощупь | Что попало к нам в роток, что попало на зубок? | Запомни и нарисуй | Хитрая лиса | Разложи полоски | Нанижем бусы | Диктант | Чего не стало? | Бывает — не бывает | Хитрый мышонок | Найдите больше | Снеговики | Послушай мое слово и нарисуй | Какая, какой, какое? | Где обедал воробей?

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике
Механизм грамматического структурирования в речевой деятельности ребенка-дошкольника
Парадоксы детской грамматики
Задачи грамматической работы с детьми в детском саду
Источники формирования грамматического строя речи детей
Взаимосвязь речетворчества и умственного развития
Содержание и формы организации обучения способам грамматического оформления высказываний
Взаимосвязь грамматической работы с развитием различных сторон языка и форм речи

Список литературы.

скачать книгу
файл в формате .zip 300Кбайт

март 2000 © Logoped.Ru

Полезное:

Почта


TopList