|
Мерки
Итак, ваш ребенок уже умеет считать и отсчитывать различные предметы, умеет называть соседей того или иного числа. Но
предложите ему узнать, сколько воды в графине или крупы в кастрюле, какой длины стол и высоты стул, — и вы увидите, что
ребенок растерялся, что он не знает, как это можно сделать. А между тем умение производить все эти операции весьма важно
для его математического развития.
Чтобы ребенок мог узнать, сколько воды в графине и какой длины крышка стола, его необходимо познакомить с измерением.
Скажите малышу, что будете варить кашу. Попросите его помочь вам. Пусть он насыплет в кастрюлю из пакета четыре
маленьких стаканчика риса — столько нужно, чтобы сварить кашу. Обратите его внимание на то, что стаканчики должны быть
полными, что риса во всех четырех стаканчиках должно быть одинаково, — это важный момент при измерении количества.
Затем узнайте вместе с ребенком с помощью того же стаканчика, сколько риса еще осталось в пакете.
Вот вы и познакомили своего малыша с новым для него способом узнавания количественной стороны действительности - с
измерением.
Точно так же определите, сколько воды в графине, сколько сахарного песка помещается в сахарнице, каждый раз измеряя все
эти разные количества одной и той же меркой - маленьким стаканчиком, обязательно следя за тем, чтобы стаканчик всегда был
наполнен одинаково. А теперь предложите ребенку крупу, только что измеренную маленьким стаканчиком, померить чашкой, в
которую крупы помещается вдвое больше. И вы увидете, как ваш оебенок удивится: только что в пакете было 6 стаканчиков риса,
а теперь только 3 чашки, хотя из пакета рис никуда не усыпали. Почему же так получилось?
Задайте этот вопрос вашему малышу, пусть он подумает: может быть, он сам натолкнется на мысль о том, что от величины
мерки зависит, сколько раз будем мы ее наполнять. Тогда ребенок скажет, что чашка больше стаканчика, что в нее входит
больше риса, чем в стаканчик, и поэтому стаканчиков риса получается больше, а чашек меньше, хотя риса и в том и в другом
случае одинаковое количество.
Это важный вывод. Помогите его сделать вашему ребенку, проиллюстрируйте его и другими примерами, каждый раз доказывая
правоту ребенка и свою наглядным способом, например: пересыпая в чашку 2 стаканчика риса, обратите внимание на то, сколько
стаканчиков риса пересыпано в чашку и сколько в результате получилось полных чашек риса.
Теперь покажите ребенку красивую ленту и скажите, что вам очень хочется узнать, какой она длины, сколько раз в ней
уложится вот эта картонная полоска. Возьмите ленту длиной 1 м, а мерку (полоску картона) длиной 20 см, чтобы она отложилась
в длине ленты пять раз без остатка. Покажите ребенку, как надо измерять, замечая каждый раз то место, где мерка кончилась,
и продолжая измерять, начиная точно с этого места.
Измерьте потом (таким же способом) длину крышки стола, высоту стула и других предметов, окружающих ребенка.
И при измерении длины, высоты, ширины различных предметов вы можете показать зависимость числа от величины мерки. Так,
измерьте ту же метровую ленту полоской картона вдвое короче, и тогда в результате получится, что новая мерка уложилась не
пять, а десять раз. И опять-почему? Что ответит ваш ребенок на это? Когда мерками были стаканчик и чашка, он установил роль
величины самой мерки. Сможет ли он сделать перенос? Если не сможет, обязательно объясните: сравните обе мерки, пусть ребенок
увидит, какая из них длиннее, какая короче, пусть измерит ленту еще раз и той и другой полоской картона и пусть сам
убедится и сумеет сказать!), что если мерка больше, то она укладывается меньшее число раз, и наоборот.
Желаем удачи! | |