“Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством использования развивающих
игр и упражнений”. Мастер-класс для учителей-логопедов.
Попова О.С., учитель-логопед МОУ “Красненская средняя общеобразовательная школа им. М.И.
Светличной”.
| «Логопедическое упражнение
'Найди букву".» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Тема: “Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством
использования развивающих игр и упражнений”
Цель мастер - класса: показать возможности и преимущества использования
развивающих игр и упражнений при коррекции оптической дисграфии. Создать эффективную систему
взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса в коррекции оптической
дисграфии.
Презентация педагогического опыта.
Я работаю с детьми, у которых в основном нарушена письменная речь. В основе
оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных
представлений и зрительного анализа и синтеза.
Ежегодно проводя обследование, при поступлении ребёнка в логопедический пункт
по методике Елецкая О. В. и Горбачевская Н.Ю. “Логопедическая помощь школьникам с нарушением
письменной речи” (Приложение №2) в начале учебного года и итоговое в конце, замечено увеличение
роста детей с нарушением письменной речи. Так в 2010-2011учебном году было выявлено 20% учащихся
с нарушениями устной и письменной речи, из них с оптической дисграфией- 30%. В 2011-2012 учебном
году с нарушением устной и письменной речью -19,8% учащихся , с оптической дисграфией 31,8% и в
2012-2013 учебном году с нарушениями устной и письменной речи выявлено18,3% , а с оптической
дисграфией 35% учащихся. Отсюда видно, что количество учащихся с данным нарушением с каждым
годом увеличивается.
По результатам тестирования учащихся 2-4 классов с оптической дисграфией
были определены следующие трудности:
-ориентировка на тетрадном листе, нахождение начала строки, удержание
строки,
- концентрации и переключения зрительного внимания,
- трудности целостности и избирательности зрительного восприятия,
- нарушения зрительной памяти,
- недостаточная сформированность способности ориентироваться в
пространстве,
- нарушение зрительно-моторной координации
В связи с этим возникает необходимость в создании особых условий для
коррекции оптической дисграфии детей, выдели для себя проблему: “Коррекция оптической дисграфии у
младших школьников посредством использования развивающих игр и упражнений”.
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию систему работы по внедрению
развивающих игр в учебно-воспитательный процесс, направленных на коррекцию оптической
дисграфии.
- Развивающие игры на развитие зрительной памяти.
- Развивающие игры на развитие зрительного восприятия и узнавания.
- Развивающие игры на формирование пространственного восприятия и
пространственных представлений.
- Развивающие игры на формирование буквенного гнозиса.
- Развивающие игры на развитие конструктивного праксиса путем моделирования
букв.
- Развивающие игры на развитие тактильных ощущений
В результате включения в коррекционно-образовательный процесс развивающих игр
и упражнений повысился уровень зрительного восприятия у учащихся. На фоне улучшения показателей
зрительного восприятия наблюдается положительная динамика в письменной речи.
Материалы имеют практическую значимость, поскольку могут быть использованы
педагогами дошкольных учреждений, учителями-логопедами, воспитателями ГПД, родителями дома.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию систему работы по исправлению
оптической дисграфии у младших школьников в виде имитационной игры. Рассмотрим использование
некоторых игр из каждого этапа.
- Имитационная игра “Приключения зайчонка Кузи”
Жил-был зайчонок Кузя. Это был очень славный зайчонок: умный, добрый. Но
вот беда. Кузя очень плохо писал. Узнала о беде Кузи Сова. Прилетела она к зайчонку и
говорит:
Не расстраивайся малыш, я тебе обязательно помогу.
-Правда? Обрадовался зайчонок. -А как?
-Сейчас мы с тобой будем играть, а вы играйте, ребята, вместе с нами.
Выполним нелегкие задания,
Научим зайчонка правильному написанию.
- “Чего не стало”
интересны своим разнообразием, дети мыслят, рассуждают поясняя и
доказывая свой принцип исключения. Здесь одновременно происходит работа над развитием зрительной
памяти и идет активная речевое развитие.
- “Угадай тень”
Вам предлагаются разные предметы и их тени (силуэты).
Задание: Догадайся, где чья тень.
- “Фотограф”
Запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти
фигуры на листе бумаги.
4 “Назови предметы”
Пошли зайчонок и Сова в сад и вдруг они увидели там ежика Колючку, который
никак не мог назвать предметы, которые наложены друг на друга
Например: груша, яблоко, слива, апельсин (лексическая тема “Фрукты”)
5. “Назови меня”
Задание: назвать предметы по их контурам.
Зайчонок Кузя и Сова пришли на очень красивую лужайку
6“Цветные лужайки”
Предлагаю каждому из вас по цветному фону красного, зеленого, желтого,
синего и т.д.), а также картинки с изображением предметов разного цвета арбуза, огурца, листа,
цыпленка, репы, дыни, мака, помидора, клубники).
Задание: положить картинку на свою “лужайку”
7“Буквоед” По дороге домой они встретили Буквоеда
Задание: дорисовать недостающие элементы букв.
| «Логопедическое упражнение 'Допиши недостающие элементы букв'.» Нажмите
на рисунок, чтобы увеличить |
8 “Назови буквы”
Задание: назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
| «Логопедическое упражнение
'Узнай букву'.» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
9 “Домик”
Кузя и Сова вернулись с прогулки домой, но где же ключик от дома?
Выполнив последнее задание, ты узнаешь, где он лежит.
Задание: дорисуй картину по инструкции: Солнце над домиком. Слева от домика
речка. Над речкой облака. Перед речкой зеленая трава. Справа от домика забор.
10 “День рождения у буквы” А дома зайчонка Кузю ждала любимая его буква
А. А у нее сегодня день рожденье
Задание: Раскрась букву. Напиши рядов гостей (буквы).
Сова: Молодец, Кузя ты хорошо справился с заданиями теперь ты можешь правильно
и красиво писать.
II . Моделирование:
Уважаемые коллеги, предлагаю вам выполнить самостоятельную работу.
- Придумайте новые игры и упражнения для нашего Кузьмы для
закрепления зрительно-пространственных представлений. Ведь именно в основе оптической дисграфии
лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного
анализа и синтеза. И проявляется это в заменах и искажениях графического образа букв.
(Варианты ответов: “Выложи такое же”, “На что похожа буква”, “Узнай меня”, “Разведчик”,
“Парные картинки”).
Выступление участников мастер-класса со своими вариантами
ответов - Назовите основные этапы работы над оптической дисграфией.
III.
Рефлексия
А сейчас подведем итог нашей встречи.
“Дело в шляпе”
Сейчас мы с вами будем передавать шляпу друг другу, когда заканчивается
музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, выскажет свое мнение о представленной
проблеме. Мне было приятно познакомить вас со своей работой, а что интересного, полезного вы для
себя узнали, какие приемы хотели бы использовать в своей работе.
Я думаю, что эта встреча принесёт пользу в нашу совместную работу по
коррекции оптической дисграфии.
Мне было приятно с вами работать, всем спасибо!
Желаем успехов!
|