Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической
работе.
Помялова Л.В., учитель-логопед,
Гончаренко Н.Н., учитель-логопед,
“МКОУ школа-интернат №68”.
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики
является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого
развития у детей.
Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет
оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с
нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.
Сложная структура речевых нарушений определяет необходимость проведения
планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды
восприятия.
Оптимальному решению данной задачи способствуют специализированные
компьютерные технологии.
Общение с компьютером вызывает у школьников живой интерес, сначала как игровая,
а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования
таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и
внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к
обучению.
Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и
низкой концентрации делают необходимым проведение целенаправленной работы по
преодолению этих расстройств. В этом случае применение компьютерных технологий
становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в
привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает
его осмысленным и долговременным.
В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности,
контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную
компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению
положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким
образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у
школьников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность,
сосредоточенность, усидчивость.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной
моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с детьми с нарушениями
речи. Формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного
и моторною анализаторов является важным моментом подготовки детей к овладению
письмом.
Таким образом, применение компьютерных технологий в процессе коррекции
общего недоразвития речи у детей позволяет сочетать коррекционные и
учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и
особенности психического развития школьников.
Использование информационно-коммуникативных технологий
В своей логопедической практике применяем:
- Специализированные компьютерные программы: “Игры для Тигры”; “Дельфа-130”,
“Домашний логопед”, “Учимся говорить”
- Игры в среде “Logo”
- Развивающие компьютерные программы
- “Упражнения-презентации”
Специализированные компьютерные программы позволяют работать над системной
коррекцией и развитием следующих характеристик: звукопроизношения, просодических
компонентов устной речи, фонематических процессов, лексических и грамматических
средств языка, артикуляционной моторики, слухового и зрительного восприятия.
Внимания, вербальной и зрительной памяти, эмоционально-волевой и мотивационной
сферы, словесно-логического мышления детей
Развивающие игры в среде “Logo” адресованы детям младшего и среднего школьного
возраста. Они помогают учиться устанавливать связи между словом и действием,
словом и образом; способствуют преодолению и предупреждению отклонений в речевом
развитии. (“Азбука”, “Мир вокруг нас”, “Занимательная логика” “Мир за твоим
окном”)
Развивающие компьютерные программы (Супердетки - Веселый диктант”, “Супердетки
- Тренировка быстрого чтения” “Супердетки - Учим буквы” “Волшебные феи”,
“Машенька” и др.) используются для работы учащимся среднего школьного возраста,
по предупреждению и устранению нарушений письменной речи.
Использование офисных компьютерных программ, позволяет самостоятельно
разрабатывать упражнения-презентации, направленные на коррекцию определённых
компонентов речи. Упражнения дают возможность разнообразить проведение занятий,
повысить мотивацию, стимулировать коррекционно-развивающий процесс.
Благодаря сочетанию компьютерных и традиционных подходов достигается
индивидуальность и максимальная эффективность коррекционного обучения.
Литература:
1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика
третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во:
НПО “Модэк”, 2002.
2. Жукова П. С., Мастюкова Р.. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития
речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение,
1990. - 239 с.; ил.
3. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как
средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - №
1.с.47-55.
4. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы
//Дефектология. 1994. - № 5.
5. Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.
СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во “Союз”, 2001. 191 с.
6. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации
обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.
7. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии:
специализированная компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” //
Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 287.
8.Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию
из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. - № 2.
с.41-49.
Желаем успехов!
|