Скачать презентацию.
Навык письма имеет большую социальную значимость. В нашей
культуре обучение невозможно при несформированном письме. Все мы знаем, что с
начальных классов школы и вплоть до вступительных экзаменов в вуз способность
грамотно писать имеет очень большое значение. При этом речь идет не о
сформированности или несформированности функции, а о достаточно высоком уровне
владения навыком письма.
Проблема и коррекция специфических нарушений письменной речи,
т.е. дисграфии всегда была актуальной.
Основной задачей работы логопеда на школьном логопункте является
своевременное выявление и предупреждение нарушений письма и чтения.
Что такое дисграфия?
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма,
проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью
высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Что должно насторожить учителя в устной и письменной речи
учеников:
• неправильное произношение звуков, которое может вызвать
в дальнейшем дисграфию и дислексию;
• особый характер ошибок на письме:
- ошибки не на правило;
- стойкие ошибки, не исчезающие в процессе обучения;
- регулярно повторяющиеся ошибки в разных видах работ независимо
от психофизического состояния ребенка;
- искажение графических образов букв;
- пропуски, перестановки, добавления букв и слогов;
- смешивание парных согласных в устной и письменной речи;
- грубые аграмматизмы в устной речи и на письме.
Практика работы на школьном логопункте показала, что дисграфия
составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у
учащихся массовых школ. Причинами дисграфии могут быть, как несформированные
процессы во время обучения, так и нерезко выраженное недоразвитие речи. При
выявлении нарушений речи и организации коррекционного обучения детей, поступающих в
школу, часто признаки общего недоразвития речи остаются незамеченными. Обычно
дисграфия, обусловленная нерезко выраженным недоразвитием речи распознается лишь в
процессе обучения письму. Что является серьезным препятствием в овладении учениками
грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики
родного языка.
Письмо детей-дисграфиков можно определить по наличию двух групп
специфических ошибок:
1) ошибки, обусловленные несформированностью слухового
внимания и фонематических процессов:
а) пропуск букв и слогов — “прошла” (прощала), “жадые”
(жадные), “ишка” (игрушка);
б) перестановка букв и слогов — “онко” (окно), “звял” (взял),
“пеперисал” (переписал), “натуспила” (наступила);
в) недописывание букв и слогов — “дела” (делала), “лопат”
(лопата), “набухл” (набухли);
г) наращивание слов лишними буквами и слогами — “тарава” (трава),
“катораые” (которые), “бабабушка” (бабушка), “клюкиква” (клюква);
д) искажение слова — “наотух” (на охоту), “хабаб” (храбрый),
“щуки” (щеки), “спеки” (с пенька);
е) слитное написание слов и их произвольное деление — “насто” (на
сто), “виситнастне” (висит на стене), “у стала” (устала);
ж) неумение определить границы предложения в тексте, слитное
написание предложений — “Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо.
Знать машину после школы я тоже. Буду шофером”;
з) замена одной буквы на другую — “трюх” (трех); “у глеста” (у
клеста), “тельпан” (тюльпан), “шапаги” (сапоги);
и) нарушение смягчения согласных — “васелки” (васильки), “смали”
(смяли), “кон” (конь).
2) ошибки, обусловленные несформированностью
лексико-грамматической стороны речи:
а) аграмматизм — “Саша и Лена собираит цветы. Дети
сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки” (пять желтеньких цыплят);
б) слитное написание предлогов и раздельное написание
приставок — “вкармане”, “при летели”, “в зела” (взяла), “подороге”.
Таким образом, дисграфия по роду образования ошибок делится на
следующие виды:
- Акустическая
- Артикуляторно-акустическая
- Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и
синтеза
- Оптическая
- Аграмматическая
Логопеду в практике общеобразовательной школы приходится
сталкиваться чаще со смешанными видами. Но преобладают следующие проявления речевых
проблем у обучающихся.
Артикуляторно-акустическая дисграфия,
которая характеризуется
заменой букв, соответствующих, фонетически близким звукам
т.е. сходство по акустико-артикуляционным признакам:
- звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.),
- свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.),
- аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т;
Ц-С и т.д.).
- Неправильное обозначение мягкости согласных на письме:
"писмо", "лубит", "больит" и т.д.
Для преодоления этого вида дисграфии существует единственно
надежный путь — воспитание четкой слуховой дифференциации не различаемых на слух
звуков. Пока это не достигнуто, ребенок будет продолжать писать наугад. Поэтому
необходимо любыми способами довести до его сознания разницу в звучании звуков путем
возможно более яркого ее подчеркивания. Для этой цели на первом этапе удобнее всего
отождествить эти звуки со звуками окружающей природы или знакомых предметов.
В дальнейшем ребенку предлагаются самые разнообразные упражнения,
направленные на различение названных звуков.
Например:
• называние ребенком слов со звуками Ш и С;
• показ буквы Ш или С в ответ на произносимое взрослым слово с
соответствующим звуком;
• называние ребенком пропущенной в слове буквы Ш или С
(кры(ш)а, кры(с)а,) с обязательно подобные упражнения проводятся и в письменной
форме.
Мишка – миска, крыша – крыса
• раскладывание под буквами Ш и С картинок, в названиях которых
содержатся соответствующие звуки.
Работая над преодолением артикуляторно-акустической дисграфии,
особое внимание надо обратить на воспитание слуховой дифференциации твердых-мягких и
звонких-глухих согласных. Отсутствие такой дифференциации не только приводит к
буквенным заменам на письме, но и препятствует усвоению целого ряда грамматических
правил.
В частности, ребенок, не дифференцирующий на слух мягкие и
твердые согласные, не сможет овладеть правилами обозначения мягкости согласных на
письме — для него всегда будет сомнительно, надо ли писать мягкий знак в словах типа
ДЕНЬ и ДЕНЬКИ
и какая буква (А или Я) должна быть написана, например, после Л в
слове ЛАМПА.
Для решения данной проблемы можно проводить следующие
упражнения:
- прочитай слова, запиши их в единственном числе.
Образец: кони – конь
Степи –
Ели –
Двери –
Караси –
- прочитай слова, запиши их ласкательно-уменьшительное
значение.
Образец: день – деньки
Уголь –
Окунь –
- разложи картинки по наличию гласных, написанных на
домиках
То же самое и со звонкими и глухими согласными. Если ребенок не
различает их на слух, то он не сможет овладеть правилом правописания “сомнительных
согласных” в конце и в середине слов (в словах типа ГРИБ и ГРИБКИ), а также правилом
правописания многих приставок (в словах типа РАЗБЕЖАЛСЯ и РАСПИСАЛСЯ).
Даже изменив слово ГРИБ таким образом, чтобы сомнительная
согласная была ясно слышна (ГРИБЫ), ребенок все равно не избавится от сомнений при
его написании, поскольку он не сможет уловить никакой разницы в звучаниях ГРИБЫ и
ГРИПЫ.
Вся проводимая с ребенком работа по слуховой дифференциации
звуков обязательно должна сопровождаться письменными упражнениями.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и
синтеза связана с тем, что ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи
выделить какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова на составляющие их
слоги и звуки. А без четкой ориентировки в звуковом составе слов для обозначения
каждого конкретного звука не может быть выбрана соответствующая буква и тем более
определен их порядок. В итоге правильная запись слов, не говоря уже о фразах,
становится невозможной:
- пропуски букв и слогов;
- перестановка букв и (или) слогов;
- не дописывание слов;
- написание лишних букв в слове
- повторение букв и (или) слогов;
- слитное написание предлогов, раздельное написание приставок
("настоле", "на ступила").
Прежде всего, нужно научить ребенка делить каждое предложение на
отдельные слова и правильно определять их количество. При этом особое внимание
должно быть обращено на предлоги и союзы, которые также являются самостоятельными
словами и поэтому пишутся отдельно от значимых слов. Для наглядности можно
использовать графические схемы предложений, отражающие количество составляющих их
слов.
- придумать предложение по заданной графической
схеме;
- составить графическую схему данного предложения
(например: Дети играют.);
- определить место каждого слова в предложении (какое по
счету?)
Особо хочется остановиться на важности деления слов не только на
звуки, но и на слоги. Хотя в целом наше письмо буквенно-звуковое, но единицей чтения
и письма в русском языке является слог. Так, нельзя прочитать
согласную букву П, Т, К или любую другую изолированно, без учета следующей за нею
гласной, поскольку неизвестно, мягко или твердо она должна произноситься при чтении
(ПА или ПЯ?). Соответственно и в процессе письма в этих случаях мы также должны
иметь в виду сразу целый слог, так как мягкость или твердость согласного здесь
должна быть обозначена при помощи последующей гласной буквы.
С этой целью хорошо проводить упражнения на деление слов на слоги
с подробным анализом, например:
- произнеси слова по слогам, одновременно хлопая в
ладоши,
- назови первый слог, затем второй, третий;
покажи слоги на схеме.
Или
- назови овощи;
- раздели слова на слоги;
- покажи стрелочкой, в какую корзину нужно положить
овощи;
- объясни, почему?
Когда ребенок освоил деление слов на слоги, нужно научить
ребенка делению слов на слоги и звуки.
Предлагаются следующие задания по звуковому анализу
- определить количество звуков в слове
(сколько звуков в словах
ШАР, ЖУК, КИТ, ПАУК, МУХА и т. п.);
- дорисовать недостающие клетки;
- разделить на слоги
- определить последовательность звуков в слове (какой звук
первый
первый, второй, третий, четвертый в слове ПАУК?);
- определить место звука в слове.
Для деления слов на слоги ребенок должен, прежде всего, уметь
разграничивать гласные и согласные звуки и выделять гласные звуки в слове. Для этой
цели можно предлагать задания:
- называние в слове одних только гласных звуков (У и А в
слове УТКА),
- придумывание слов с определенным гласным звуком и т. п.
И только после того, как ребенок научится без затруднений
находить гласные звуки, ему можно будет сообщить хорошо известное правило: “сколько
в слове гласных, столько и слогов”.
Для звукобуквенного анализа слов в поле зрения учащихся всегда
находится лента звуков и букв
как в кабинете каждого начального класса,
так и в кабинете логопедии.
Своевременное выявление и устранение недостатков устной речи у
обучающихся, а также специальное обучение их при подготовке к школе и с первых дней
пребывания в школе, будут способствовать предупреждению неуспеваемости по письму у
этой категории детей. Поэтому логопед на логопедическом пункте особую роль отводит
коррекционной работе в КПП и 1-х классах.
В нашей школе учащиеся КПП, 1-х и 2-х классов составляют 80
процентов от общего количества детей, зачисленных на логопедические занятия.
Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта учителя-логопеда с
учителями начальных классов. Результат итогового обследования за 2010-2011 учебный
год показал, что у 56,2% учащихся, посещавших логопедический пункт, повысился
уровень овладения компонентами языка.
Взаимодействие учителей начальных классов и логопеда помогает
обучающимся преодолеть проблемы в овладении навыком письма и сделать учебный труд
для детей радостным творчеством!
Список использованной литературы:
- Ефименкова Л.Н.
“Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов” – М., 2001 г.