Панно Окно в природу. Организация предметно-пространственной среды в кабинете логопеда
Фомина Д.А.
учитель-логопед, структурное подразделение ГБОУ СОШ п. Масленниково

ФГОС устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде, как необходимому условию реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Это относится и к организации коррекционной и развивающей среды в кабинете логопеда. Обычно логопеды мало используют, задействуют пространство кабинета. Все игры и пособия хранятся в шкафу. Кабинет логопеда не игровая комната, дети не находятся в ней постоянно и не могут играть с чем захочется. Окружающая обстановка и пособия не должны отвлекать и рассеивать внимание ребенка от основного задания. Но, тем не менее, предметно-пространственная среда должна соответствовать требованиям стандарта образования. Для обогащения предметно-пространственной среды кабинета логопеда нами было изготовлено логопедическое пособие для речевого развития детей – панно «Окно в природу». Описание панно Основа панно – картон. Гардина сделана из пластмассовой трубы, подвешивается к стене с помощью крючков на липкой ленте. На гардине висит шторка. К панно прилагается набор вырубных картинок: деревья разного времени года, солнце, солнце за тучами, облака дождевые и снежные, птицы перелетные и неперелетные. Картинки, также как и основа панно, обклеены скотчем, поэтому изображения можно приклеивать с помощью двустороннего скотча, а при необходимости снимать их. Цель: речевое развитие детей. Задачи: • Обогащать словарь по темам птицы, деревья, времена года, погодные явления. • Развивать связную речь, умение составлять описательный рассказ. • Закреплять знания детей о временах года, птицах, погодных явлениях. • Развивать пространственно-временные представления. • Развивать внимание, память, творческое воображение. Данное панно соответствует принципам информативности, вариативности, полифункциональности, трансформируемости, доступности, педагогической целесообразности. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета логопеда. Поэтому данное панно можно поместить не только на мольберт или доску перед детьми, но и на стену. Таким образом, панно задействует обычно нерабочее пространство кабинета, и не занимает много места. Размещается панно низко, на уровне глаз ребенка, для свободного доступа детей к пособию, возможности манипулирования с ним. Наличие шторки позволяет прикрыть панно, чтобы не отвлекать внимания детей. Картинный материал на панно сменяется каждое новое время года. Таким образом, панно можно использовать для обогащения предметно-пространственной среды, как украшение кабинета и как игровое, развивающее пособие. Рассказ-описание для детей с тяжелыми нарушениями речи практически недоступен. Они лишь перечисляют отдельные предметы, явления, изображенные на картинке. Им необходима помощь в виде наводящих вопросов. Так же у логопатов снижена речевая активность, они быстро устают, имеют недостаточную переключаемость внимания. Логопеду при обучении рассказыванию необходимо актуализировать у детей потребность в речи, вызвать желание работать и отвечать на вопросы. В этом помогает создание игровой ситуации и использование ярких, интересных игровых пособий. Наглядность в работе с речевыми детьми имеет огромное значение. Если ребенок видит перед собой необычные игры, интересные картинки, у него возникает желание назвать их, описать, рассказать о них. Работа с пособием в виде панно, фланелеграфа, доски и картинками позволяет ребенку и воспринимать изображение и действовать с ним. Подобная смена видов деятельности с включением двигательного анализатора активизирует внимание детей, поддерживает интерес к занятию. Игры с панно позволяют интегрировать в образовательный процесс различные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Игры «Волшебное окно» Предлагаем ребенку отгадать загадку о времени года и подобрать те картинки, которые соответствуют этому времени года. Ребенок сам помещает картинки на панно, украшает его. Затем предлагаем ребенку рассказать о составленной им картине рассказ. «Исследователи» Детям предлагается посмотреть в окно через бинокль (загнуть пальцы в виде бинокля) и назвать, что они увидели, составить описательный рассказ. Поиграем в орнитологов. Предлагаем детям назвать птиц, определить перелетные они или нет, оставить на осеннем дереве только неперелетных. Также птиц на панно можно располагать частично за деревом и попросить ребенка угадать, что за птичка прячется в листве. «Найди ошибку» Помещаем на панно какую-нибудь нелепицу, снеговик на летнем пейзаже или перелетная птица на зимнем дереве. Просим ребенка найти и исправить ошибку. «Временная путаница» Предложите ребенку на одной стороне окна расположить зимние картинки, на другой летние и сравнить их. Деревья летом с листьями, а зимой без листьев, летом идет дождь, а зимой снег и т.п. Развивать можно и изобразительную деятельность. Просим детей нарисовать предметы для осеннего, зимнего, летнего вида из окна. Дети сами придумывают и рисуют предметы, явления, а затем украшают ими панно.
panno_okno_v_prirodu_organizatsija_predmetno-prostranstvennoj_sredy_v_kabinete_logopeda.jpg
Желаем успехов!
|