|
Подгрупповое занятие “От звука - к рассказу”. Автоматизация звука Р в речи.
Смирнова Р.Ю., учитель-логопед, МБДОУ “Малечкинский детский сад комбинированного вида”
Череповецкого района Вологодской области.
| «Логопедическое пособие Полянка с червячком» Нажмите на рисунок,
чтобы увеличить |
| «Логопедическое пособие
Дружба» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
| «Логопедическое пособие
Коврик» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
|
«Логопедическое пособие Ворон Макар с карамельками» Нажмите
на рисунок, чтобы увеличить |
Цель:
- Коррекционно-образовательные:
- Закреплять знания о звуке Р;
- Автоматизировать звук Р в связной речи.
- Формировать умение составлять предложения по опорным рисункам и объединять их в связный
текст;
2. Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематические процессы;
- Тренировать моторику рук;
- Стимулировать речевую активность.
3. Коррекционно - воспитательные:
- Обогащать эмоциональную сферу.
- Развивать коммуникативные качества.
- Формировать доброжелательное отношение к сверстникам и выдуманным персонажам.
организация, методы и приёмы |
Содержание |
Детям демонстрируется вагон с буквами: Х, Ш, Ж, Э, Р, Я.
|
Посмотрите на эти буквы и догадайтесь, какой я звук
задумала, если про него можно сказать: согласный, звонкий, непарный, твердый?
Как вы думаете, какой звук мы будем сегодня стараться проговаривать?
|
Дети берут правой рукой по шарику, повторяют слова и выполняют движения |
Эти шарики нам помогут попасть в сказку.
Шар в руке своей держу (шар спрятан в правой ладошке)
А тебе не покажу (убираем руку за спину)
Шар держу в другой реке (перекладываем шарик в левую руку за спиной)
Хочешь, покажу тебе? (шар в левой ладошке перед собой)
Шар прозрачный, шар блестит (лежит на левой ладошке)
И пружинкой он стучит (зажав шарик в левой ладошке, стучим, как погремушкой)
Как последний снежный ком, мне ладошки колет он (катаем шарик между ладоней)
Может шарик покатиться, может в сказке очутиться (катим шарики по полу к
стенке) |
Дети подходят за шариками к стене, на которой натянута сеть. К сети
прищепками прицеплены картинки, в названиях которых есть звук Р.
На дорожке под сетью лежат ещё картинки |
Старика старуха забранила:
- Дурачина ты, простофиля…
Как вы думаете, в какую сказку мы попали? Оказывается старуха велела
старику поймать сетью картинки, в названиях которых есть звук Р. Золотая рыбка помогла
старику, но несколько картинок выпало из сети. Давайте поможем старику, вернуть в сеть слова
со звуком Р. Будьте внимательны. Выбирайте только слова со звуком Р и аккуратно прицепляйте
их к сетке. Молодцы. Не будет старуха ругать старика, будут они жить дружно. |
Переходят к демонстрационному пособию “Дружба”
Называя пару слов, ребенок соединяет картинки “стрелочкой” |
А мы с вами подружим слова. Я подружу первую пару слов, а
вы выберите вторую, так, чтобы наши высказывания оказались срифмованными, как в
стихотворении.
Карамель дружит с зефиром,
А сыр дружит с кефиром.
Брусника дружит с морошкой,
А морковь дружит с картошкой
Картуз дружит с фуражкой,
А сарафан дружит с рубашкой.
Строитель дружит с кирпичом,
А градусник дружит с врачом.
Солнышко дружит с улыбкой,
А рыбак дружит с рыбкой. |
На парте стоит поделка “ноутбук”, дети рассматривают картинку, отвечают
на вопросы. |
Посмотрите, на мониторе нашего компьютера появилась
картинка. Сскажите, как назовем мальчика, чтобы первым звуком в имени был звук Р. Кто еще
нарисован на картинке? Дайте имя маме, со звуком Р.
В сказке о золотой рыбке старик ловил рыбу в море, а где еще может рыбак
ловить рыбу? Выберите название водоёма со звуком Р. Когда рыбаки ходят на рыбалку? (в какое
время суток?) Вспомните рыбу, которая есть и в наших прудах, со звуком Р в названии
(карась). Что мама приготовит из рыбы на обед? (суп, уху) Какой это будет суп, если его
сварили из рыбы? А есть рыбный суп, это хорошо или плохо? Значит, хорошо, что рыбак встал
рано утром и наловил в пруду много карасей.
Дима, мизинцем правой руки нажми на клавишу ENTER, чтобы развернулся большой экран.
|
Педагог на полу разворачивает “коврик”, в карманы которого вставлены
опорные рисунки к двум разным рассказам.
Стаканчики-колпачки с цифрами на донышках соединены попарно ленточкой. Дети ставят один
стаканчик на первую картинку, а с номером 2 – на вторую, затем на него надевает стаканчик из
следующей пары и стаканчик с цифрой 3 ставит на третий рисунок. Поставив стаканчик на
рисунок, дети составляют по нему предложение.
Стаканчики убираются, ребенок, перешагивая с клетки не клетку, пересказывает рассказ
целиком.
|
На экране рисунки, которые помогут вам составить связный
рассказ по картинке с монитора. Посмотрите внимательно и выберите глазками те рисунки, по
которым можно придумать предложения для нашего рассказа. На рисунок, соответствующий началу
рассказа поставим стаканчик с номером один и составим предложение. А теперь достанем и
поставим стаканчик с цифрой два на тот рисунок, который соответствует продолжению рассказа,
и придумаем следующее предложение. Свяжем вторую картинку с третьей и придумаем предложение
по ней. Третье предложение свяжем с четвертым, четвертое с пятым. Посмотрите на первый
рисунок и попробуйте придумать заключительное предложение нашего рассказа. А теперь, Матвей,
прошагай по клеточкам с рисунками, произнося придуманные предложения, так чтобы получился
последовательный связный рассказ. |
Логопед выдвигает на середину комнаты “полянку с червячком”.
Дети выбирают фигурки – мелкие игрушки со звуком Р в названии.
Бросая кубик с точками на гранях, дети делают соответствующее количество шагов по
картинкам. Логопед следит за проговариванием звука Р. |
Наловил Рома достаточно рыбы для ухи и отпустил лишних
червяков. Один довольный червячок ползет по лужайке, а тут ворон Макар, сидя на пеньке,
разглядел его в траве. Чтобы спасти червячка, мы должны назвать картинки, четко проговаривая
любимый звук Макара – Р.
|
На пеньке
сидит ворон Макар
Из пенька торчит “сучек”, к которому привязаны на ленточку друг за другом карамельки. На
фантиках карамелек слова КРАСОТА и ДРБРОТА, в которых буква Р заменена значком
“Ростелекома”.
Ребенок вытягивает конфетку за конфеткой и перерезает ленточку ножницами.
Дети читают слова и называют спрятанную буку.
|
Понравилось Макару, как вы четко произносили звук Р
сегодня на занятии и решил он поделиться с вами своим любимым угощением, в названии которого
слышится КАР. Догадались, что это? Потяни Дима за сучок на пеньке возьми ножницы и перережь
ленточку, возьми карамельку и угости Настю, а сейчас отрежь карамельку для себя. Максим
отрежь конфетку Матвею и себе. Прочитайте, что написано на фантике конфетки. Какая буква в
слове заменена значком. Макар желает, чтобы вы замечали красоту вокруг себя, берегли ее и
оставались такими же добрыми, какими были сегодня, помогая старику из сказки, Роме на
рыбалке и спасая забавного червячка.
|
Желаем успеха!
| |