Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР Фрукты
Деева Н.А.
учитель-логопед, МБДОУ детский сад Малыш с.Сеченово Нижегородской обл.
Цель: показать возможности расширения рассказа-описания путём введения слов-признаков. Коррекционно-образовательные задачи: Л. Активизировать словарь признаков по теме. Активный словарь: красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, синий, вкусный, сладкий, кислый, горьковатый, кисло-сладкий, сочный, мягкий, твёрдый, гладкий, шероховатый, круглый, овальный. Пассивный словарь: вяжущий, бархатистая, плод, плодовое, фруктовое, удивительное, ароматный. Г. Согласование существительных с прилагательным в роде, числе, падеже. П. Составление предложений с однородными определениями, используя условно-графическую схему. Коррекционно-развивающие задачи: развивать сенсорные способности детей: зрительное восприятие, осязание, вкусовые ощущения. Развивать мышление, память. Совершенствовать умение выражать эмоции с помощью мимики. Развивать мелкую моторику, артикуляционную моторику и глубокий вдох. Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия. Оборудование: предметные картинки по теме «Фрукты», натуральные фрукты (целые предметы) и нарезанные дольки фруктов на подносе, кусочки цветной бумаги, разрезные картинки фруктов, листочки с изображением «наложенных» фруктов, цветные карандаши, предметные картинки овощей для игры «4 лишний», пиктограммы эмоций, массажные мячи. План занятия 1. Оргмомент. 2. Игра «4 лишний» (лишние предметы-фрукты) - Назовите лишние предметы. - Как это называется одним словом? Сообщение темы занятия 3. Активизация словаря признаков: - по форме. Дети называют (выставляется условно-графическая схема). - по цвету (показывается кусочек цветной бумаги-дети называют фрукт, соответствующий по цвету). - тактильные ощущения. Сначала каждому даётся потрогать фрукт: яблоко – гладкое, апельсин-шероховатый, киви-бархатистое, яблоко-твёрдое, банан-мягкий. Для закрепления проводится игра « Чудесный мешочек». - на вкус. Дети пробуют кусочки фруктов разных по вкусу: лимон-кислый, банан-сладкий, грейпфрут-горьковатый, хурма-вяжущий вкус, яблоко-кисло-сладкое. 4. Физпауза. Пальчиковая гимнастика «Апельсин» (Нищева Н.В.) Артикуляционная гимнастика «Толстячки», «Худышки». Дыхательная гимнастика: глубокий вдох-выдох (аромат фруктового сада). 5. «Чудесный сад» - развитие умения выражать эмоции с помощью пиктограмм (удивление, радость). 6. Разрезные картинки-фрукты. -Собрать целый фрукт, и составить рассказ-описание, используя условно-графическую схему. Составление предложений с однородными определениями. 8. У детей листочки с нарисованными фруктами «наложенным» способом. - Назовите фрукты. - Отгадайте загадку. - Обведите контур лимона карандашом соответствующего цвета и раскрасьте лимон. 9. Итог занятия. - Садовник вам приготовил подарки за то, что вы так хорошо знаете фрукты. А что приготовил вам садовник, вы должны догадаться: они круглые, бывают жёлтые, красные, зелёные, твёрдые, сочные, сладкие, кислые или кисло-сладкие. Растут в наших садах. - Садовник угощает вас вкусными яблоками. Выносится корзина с яблоками.
Желаем успехов!
|