Использование электронно-образовательных ресурсов в ознакомлении дошкольников с пальчиковой
азбукой.
Носенко И.В., учитель–логопед МБДОУ детский сад № 8 “Умка” г. Урай,
Уважаемые коллеги! Позвольте познакомить вас с интересной технологией
“Пальчиковая азбука” Е.
Н. Рыжанкова [1].
За многолетнюю работу в дошкольном учреждении, я часто сталкиваюсь с большим желанием
родителей – научить читать своих детей. Но прежде необходимо познакомить детей с буквами
алфавита. Изучив различные методики, я выбрала для себя пальчиковую азбуку, как средство
ознакомления с буквами с применением компьютерных технологий.
Одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности
процесса коррекции нарушений речевого развития детей дошкольного возраста. Компьютер же
представляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе
выполнения и контроля над деятельностью. В частности, визуализация основных компонентов устной
речи в виде доступных для ребёнка образов, позволяет активизировать компенсаторные механизмы на
основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координационная работа моторного,
слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
Упражнения для индивидуальных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения с
использованием средств компьютерных технологий, позволяют построить коррекционную работу с учётом
их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
В данной статье представлены некоторые игры и упражнения с пальчиковыми буквами для
старших дошкольников, направленные на:
- развитие речи, мелкой моторики, конструктивного праксиса;
- зрительного внимания, анализа, синтеза и зрительно-пространственной ориентировки;
- фонематического анализа и синтеза;
- закрепление знаний букв русского алфавита.
При ознакомлении детей с буквой русского алфавита, изначально мы выкладываем ее из
различных предметов: счетных палочек, крупы, пуговиц, лепим из пластилина и т.д., одним словом
действуем максимально, реализовывая различные способы развития мелкой моторики и ознакомления
ребенка с буквой.
Среди букв, показанных на рис.1, есть пальчиковая буква. С помощью пальцев рук, можно
построить несколько вариантов одной буквы русского алфавита. При этом важно, чтобы элементы
пальчиковой буквы были представлены теми же элементами и направлены в ту же сторону, что и у
печатной буквы русского алфавита.
Чтобы ребенок показал пальчиковую букву, необходима предварительная работа. Прежде
всего, нужно провести упражнения на различение правой и левой рук:
- подними правую (левую) руку;
- положи правый кулак на левую ладонь.
- дотронься до правого уха левой рукой;
- дотронься до кончика носа указательным пальцем правой руки.
Важно познакомить детей со строением человеческого тела. Детям необходимо дать убедиться в
противоположном расположении правых и левых рук у людей, стоящих друг напротив друга .
На первом этапе, в играх на уровне буквы, мы используем карточки в большом формате, где
изображены пальчиковые буквы, магнитный алфавит, кубики с изображением букв. Весь этот материал
хорош в игре “Найди пару”: перед детьми лежат карточки с изображением пальчиковых букв.
Дети подбирают кубики с соответствующей буквой .
Для повышения эффективности коррекционного обучения, я разработала занятия для
индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, с использованием компьютера. Теперь
ребенок называет пальчиковую букву на слайде, затем находит соответствующую букву на кубике в
напечатанном варианте. Если задание выполнено неверно, на экране монитора появляется знак
вопроса. В этом случае необходимо вернуться на предыдущий слайд. Если задание выполнено
правильно, появляется мультяшный персонаж домовенок Кузенька.
Упражнение “Покажи букву”, в подгрупповом варианте проходит так: один из
детей показывает букву на кубике, а второй ребенок показывает эту букву на пальчиках. В
электронном варианте, ребенок называет печатную букву, находит ее на слайде и показывает на
пальчиках. В ходе этой игры, у ребенка работают несколько видов памяти .
Игровые упражнения для детей - логопатов, направленные на развитие зрительного анализа
и синтеза:
“Покажи первую букву в слове”. На слайде показываю ребенку картинку - матрешку. Какая
первая буква в этом слове? Покажи букву “М” на пальчиках. Если дошкольник затрудняется, подсказка
– схема, а затем буква .
“Четвертый лишний”. Ребенок на слайде определяет лишнюю картинку, показывает первую
букву в этом слове на пальчиках, затем первую букву в оставшихся картинках. В качестве подсказки
– схемы .
“Назови одним словом”. Ребенок показывает первую букву обобщающего слова, опираясь на
схему. В ходе игры дошкольник учится не только определять и показывать букву, формируется
знаковая функция сознания, обогащается его словарный запас, происходит комплексное решение задач
.
Освоив на определенном уровне пальчиковую азбуку, детям даю задания посложнее, например
занимательные игры, направленные на развитие фонематического анализа и синтеза, проведение
профилактики оптической дисграфии и дислексии:
“Ребусы”. Ребенку предлагаю отгадать, какое слово задумано в ребусе. Если задание
выполнено верно, на слайде появляется картинка-отгадка .
“Прятки”. Предлагаю найти спрятанную букву, затем показать эту букву на кружке, далее
на пальчиках. Если задание выполнено неверно, появляется “сердитая” тучка, необходимо спасать
домовенка Кузю от дождя - возвращаемся на предыдущий слайд. Если задание выполнено правильно,
ребенок видит на слайде веселого персонажа.
“Распутай буквы”. Предлагаю схему, прошу ребенка назвать буквы, которые “запутались” и
показать их с помощью пальцев рук .
Применение электронных ресурсов в обучении “Пальчиковой азбуке” детей с речевыми
нарушениями, становится особенно целесообразным, т.к. представляет информацию в привлекательной
форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. В
процессе занятий дети - логопаты учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность,
оценивать результаты. Таким образом, целесообразность применения компьютерных технологий в
процессе коррекции речевой патологии у дошкольников очевидна.
Использованная литература:
- Рыжанкова Е. Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. – М.: ТЦ Сфера,
2010.
Желаем успехов! |